Расчет расхода топлива
Чтобы определить, какой объем топлива понадобится для качественного обогрева дома, вам необходимы три параметра: обслуживаемая площадь, мощность и КПД эксплуатируемого отопительного оборудования. При расчете традиционно используют такое соотношение расходуемого дизтоплива к выделяемой энергии:
- При сгорании 1 л горючей жидкости выделяется приблизительно 10 кВт тепловой энергии.
- 10 кВт энергии достаточно для обогрева 100 кв.м.
- Стандартная горелка, функционирующая на свою полную мощность, за 1 сутки сжигает 24 л топлива.
Для установки котла необходимо отдельное помещение
Имеем среднее соотношение – 0,24 л топлива на 1 кв.м. при работе горелки на максимуме. Оперируя такими данными, можем определить затраты топлива за один отопительный сезон для жилища конкретной площади. Допустим, вам нужно обогревать дом в 150 кв.м. Берем продолжительность отопительного сезона в 200 суток: половину сезона котел будет функционировать на максимуме, то есть на 100%, и половину – на 50%. Рассчитываем:
- 150х0,24 = 36 л – для обогрева дома площадь 150 квадратов в сутки;
- 100х36 = 3600 л – для полноценной половины отопительного сезона;
- 100х18 = 1800 л – для облегченной половины отопительного сезона;
- 3600 + 1800 = 5400 л – на весь отопительный сезон.
Как видим, дизельный котел может стать абсолютно равнозначной альтернативой электрическому, дровяному и даже газовому отоплению в вашем доме. Главное – ответственно подойти к покупке агрегата. Теперь вы знаете, каковы важнейшие видовые и функциональные особенности котлов – ориентируйтесь на вышеобозначенные нюансы, и тогда точно сможете сделать правильный выбор.
Обзор производителей
Производителей дизельных котлов множество. Есть отечественные, из ближнего, дальнего зарубежья. Предложений столько, что выбрать трудно. В таком случае принято ориентироваться на самые популярные.
Дизельные котлы Kiturami (Китурами)
Удобны для отопления дач и домов с нерегулярным проживанием. Работают автономно, используется туброциклонная горелка – одна из последних разработок, которая позволяет экономить топливо. Есть возможность контролировать как температуру в помещении, так и температуру теплоносителя, встроена система самодиагностики.
Мощность котлов на дизельном топливе Kiturami (Китурами) от 10,5 до 34 кВт, расход топлива от 1,13 литр/час до 4,3 литр/час. Есть двухконтурные модели, с возможной подачей горячей воды от 3,8 литра/мин до 20 литр/мин.
Дизельные котлы Kiturami (Китурами)
Котлы «Будерус»
Кампания Buderus (Будерус) выпускает котлы на дизельном топливе из стали и чугуна. Популярны чугунные котлы модели Logano G (Логано) . Есть мощностью от 25 кВт до 95 кВт. В другой линейке есть более мощные до 1200 кВт.
Работают на стандартном дизельном топливе или на горючем с пониженным содержанием серы. Интересны тем, что в модификации Unit горелки оптимизируют топливную смесь, добиваясь почти полного сгорания газа, что уменьшает образование сажи и количество выбросов. Эти агрегаты имеют простое управление, легкую установку требуемых параметров работы. Интересна может быть возможность расширения функционала автоматики путем установки дополнительных модулей (не нужно менять блок автоматики в целом, а лишь докупить блок, который обеспечивает интересующие вас функции).
Котлы «Будерус» на дизельном топливе
Стальные котлы Buderus Logano S выпускаются только промышленных мощностей – от 450 кВт мощности. Это промышленные агрегаты работать могут на двух видах горючего — газе и жидком топливе.
Navien
Корейские дизельные котлы Navien (Навьен ), выполнены в виде прямоугольника. Их дизайн больше похож на европейский. Отличительная черта — небольшие габариты.
В котлах с маркировкой Navien KG имеется предварительный подогрев топлива перед подачей в форсунку. Наддувной вентилятор подает топливо под достаточно высоким давлением, чем обеспечивается также эффективное удаление продуктов горения в дымоход. Теплообменник из нержавейки, и адаптированный под российское топливо фильтр, который имеет сменные картриджи для простой и быстрой очистки или замены. Пульт управления русифицированный, автоматика защищена специальной микросхемой на входе, которая позволяет котлу работать без сбоев при параметрах сети 230 В ±30%.
Потому котлы на жидком топливе Navien достаточно популярны: производители учли многие особенности сетей нашей страны. Мощность от 13 кВт до 40 кВт, расход топлива от 1,46 литр/час до 4,65 литр/час, производительность по горячей воде – до 22,9 литр/мин
Дизельные котлы Navien
Saturn (Сатурн)
Котлы Saturn (Сатурн) – агрегаты еще одной корейской фирмы. Работают на дизельном топливе и керосине, использовать отработанное топливо производители не советуют. Отличаются наличием медного теплообменника (труба длиной 20 метров и диаметром 15 мм). Радуют обладателей тихой работой, минимальными размерами. Их можно ставить в жилом помещении. Мощность дизельных котлов Saturn (Сатурн) от 13,5 кВт до 35 кВт, расход топлива от 2,01 литр/час до 4,54 литр/час.
Котлы на жидком топливе Saturn (Сатурн)
Если сравнить с котлами Navien, налицо больший расход топлива на отопление при практически тоже мощности оборудования.
Котлы на жидком топливе Ferroli
Ferroli выпускает битопливные котлы. Они работают на газе и/или на жидком топливе. Корпус и теплообменник – чугунные. Корпус изолирован слоем стойкого к температурам материала. В модели GN2 N выпускается мощностью от 106 кВт до 252 кВт, масса от 360 кг до 780 кг.
Котлы на жидком топливе Ferroli
Чугунные котлы модели GF N работают на твердом и жидком топливе. Мощность котлов этой линейки от 12,7 кВт до 27,5 кВт. Оборудованы системой защиты от перегрева и предохранительным клапаном, в топке можно сжигать как крупные, так и мелкие куски древесины, переключать ее в режим «жидкого топлива». Эти модели только одноконтурные (воду не греют).
В принципе, уже из этих марок можно выбрать оборудование для любых условий и потребностей, а их на рынке еще не один десяток, а может, и не одна сотня. Так что вооружитесь терпением, и выбирайте. Удачи!
Расчет мощности и расхода топлива дизельного котла
Эффективность отопления и расход горючего зависят от правильного выбора мощности котла. Этот показатель измеряется в киловаттах и указывается в паспорте прибора. Для расчета необходимой мощности нужно ориентироваться на отапливаемую площадь дома.
В регионах с умеренным климатом используют следующий принцип расчета необходимой мощности – сумму площадей всех отапливаемых помещений делят на 10 и получают требуемую мощность. Этот расчет подходит для одноэтажных построек с высотой помещений не более 3-х метров. В противном случае расчет ведут исходя из объема.
Расход топлива зависит от мощности агрегата. Для определения расхода горючего мощность нагревательного оборудования делится на 10. В итоге получают расход солярки в кг/час при работе прибора в режиме нагрева теплоносителя. Если прибор работает в режиме поддержания температуры теплового носителя, то расход уменьшается на 30-70 процентов (точное число зависит от качества утепления постройки).
Факторы, влияющие на расход топлива дизельных котлов
При выборе отопительного оборудования следует помнить, что в показателях, которыми характеризуется дизельный котел, расход топлива является хотя и важной, но не определяющей характеристикой эффективности системы теплоснабжения дома. Жидкотопливные котлы состоят из следующих основных агрегатов:
- корпуса котла со стальным или чугунным теплообменником;
- горелки с насосом подачи топлива;
- системы автономного отопления;
- емкости для хранения солярки.
Котлы с чугунными теплообменниками имеют мощность от 16 до 1000 кВт, поэтому если ее не хватает для отопления коттеджа большой площади, то придется выбрать стальной теплообменник, позволяющий достичь мощности 30000 кВт, однако при его эксплуатации необходимо поддерживать постоянную температуру теплоносителя не ниже +60ºС, иначе интенсивный процесс коррозии быстро выведет стальные стенки теплообменника из строя. Такая особенность приводит к повышенному расходу топлива дизельного котла, а также к постоянно высокой температуре в помещениях. Чугунные теплообменники, в отличие от стальных, служат до 50 лет, однако только при условии нормальной эксплуатации: без резких температурных перепадов и при использовании качественного теплоносителя.
Экономическая эффективность системы автономного отопления во многом зависит от характеристик горелки, в задачи которой входит подготовка воздушно-топливной смеси и ее сжигание. Одним из главных показателей горелки, влияющим на экономичность работы всей системы отопления в целом, является способ регулирования ее мощности. Сейчас торговая сеть предлагает:
- недорогие одноступенчатые горелки, работающие только в максимальном режиме – 100% (регулирование температуры производится посредством отключения горелки);
- двухступенчатые — могут работать в двух режимах мощности – 40% и 100%;
- плавно-двухступенчатые — с плавным регулированием мощности в пределах от 40% до 100%;
- модулируемые — способные плавно изменять мощность в пределах от 10% до 100%, что дает возможность корректировать температурный режим системы отопления в зависимости от погодных условий (кроме этого, горелки такого типа позволяют заметно снизить расход топлива дизельного котла, а также из-за отсутствия резких температурных перепадов продлить срок службы теплового оборудования).
Автоматическое управление системой теплоснабжения хотя и требует ощутимых затрат, зато дает возможность безопасной эксплуатации котла отопления на дизельном топливе в автономном режиме, позволяет регулировать его работу в зависимости от температуры в помещении и погоды на улице. Все это приводит к экономии до 15% жидкого топлива, что в итоге окупает издержки на приобретение автоматики.
Емкость для хранения топлива следует выбирать исходя из оптимального режима ее заправки – 2 раза в год при условии непрерывной работы системы отопления за этот период на полную мощность. В продаже имеются баки из различных материалов емкостью от 500 до 2000 л, поэтому выбрать подходящий труда не составит.
Достоинства и недостатки
Мы уже рассмотрели основные разновидности дизельных котлов. Осталось пройтись по их достоинствам и недостаткам – а их здесь немало.
Достоинства:
- Дизельные котлы не создают большой нагрузки на электросеть – это актуально для сельской местности, где часто бывают проблемы с подачей электроэнергии;
- Приличный КПД – жидкотопливные агрегаты позволяют быстро прогревать помещения большой площади;
- Автоматическая работа – в отличие от твердотопливных моделей, они умеют автоматически поддерживать нужную температуру и дозировать поступление горючего из баков;
- Возможность работы на разных видах жидкого топлива. Также предусмотрена возможность перенастройки на газ (в зависимости от той или иной модели);
- Компактность – дизельные отопительные котлы практически не отличаются по габаритам от своих газовых собратьев.
Недостатки:
Установка дизельного котла потребует довольно много свободного места, но еще больше места нужно будет выделить под бак с топливом.
- Запах топлива в помещениях – несмотря на герметичность топливной системы, он может проявить себя и доставить неудобства домочадцам;
- Необходимость в хранении большого количества топлива – для этого придется приобрести топливные баки и организовать топливную магистраль к месту установки оборудования;
- В отличие от газового оборудования, дизельное нуждается в регулярной чистке. Хорошо хоть делать это нужно не так часто, как в случае с твердотопливными агрегатами;
- Для работы многих моделей дизельных котлов необходима электроэнергия – она используется для работы топливных насосов, горелок и автоматики;
- Низкая пожарная безопасность – необходимо постоянно контролировать целостность всей топливной системы и своевременно устранять протечки.
Некоторые минусы достаточно серьезные.
Покупка бесперебойного блока питания или генератора для питания современного отопительного оборудования – это дополнительные затраты, которые прибавляются к затратам на покупку топливных баков.
Преимущества
Сразу начнем с рассмотрения выигрышных моментов (те, которые не очень, обсудим позже), характеризующих отопление загородного дома дизельным топливом. Этот вопрос актуален для многих владельцев частного жилья, ведь дизельное топливо стоит недешево, прямо скажем, на отопительный сезон требуется его много.
Рейтинг этого оборудования в европейских странах довольно высок, благодаря именно его преимуществам. Перечислим основные.
Коэффициент полезного действия (КПД) обсуждаемого оборудования высокий, доходит до 95% при условиях:
- правильной установки котла;
- устройства топочной по всем правилам и нормам;
- качественном утеплении дома;
- установке стеклопакетов;
- правильном хранении запасов горючего;
- использовании качественного топлива;
- своевременном техническом обслуживании;
- грамотном выборе мощности оборудования, производителя, модели.
КПД возможно дотянуть до 98% при использования конденсационного типа котла, но об этом позже.
- Широкий диапазон модельного ряда, производителей, мощностных характеристик и т.д.
- Экономный расход электрической энергии.
- Экологичность, что является довольно актуальной тенденцией современного европейского общества. При сжигании почти не образуется вредных веществ, газов.
- Высокий уровень безопасности, по сравнению с газовыми котлами.
- Автономная, автоматическая работа, не требующая постоянного вмешательства человека.
- Инерционность не характерна для устройства дизельных котлов (в отличие от твердотопливных аналогов). Производительность снижается моментально.
- Жидкое топливо занимает намного меньшую площадь для хранения, чем твердое (торф, дрова, уголь).
- Возможность использовать отработанные машинные масла, которые стоят дешевле. При этом решается вопрос утилизации отработанного материала, который полностью сгорает в дизельном агрегате. Опять же – отсылка к экологичности.
Классификация дизельных котлов
При устройстве отопления дома дизельным топливом можно использовать разные модели котлов. Эти приборы отличаются материалом теплообменника и типом горения. Также они бывают одноконтурные и двухконтурные. Теплообменники в дизельных котлах делают из стали или чугуна.
У каждого материала есть свои преимущества и недостатки:
- Агрегаты с теплообменниками из стали стоят дешевле чугунных приборов и меньше весят. Они быстро реагируют на изменение температуры теплоносителя, легче переносят локальный перегрев, но больше подвержены коррозии.
- Нагревательное оборудование с теплообменником из нержавеющей стали более долговечное, не подвержено коррозийным процессам, равномерно распределяет тепло, но стоит дороже стальных.
- Чугунные теплообменники самые дорогие. Они тяжелее двух предыдущих разновидностей. Чугун более хрупкий и легко может дать трещины при резких скачках температуры. Однако долговечность и устойчивость к коррозии у этой разновидности намного выше.
Двухконтурный дизельный котел не только отвечает за отопление дома, но и подогревает воду для бытовых нужд. При выборе такого оборудования расчетную мощность увеличивают на 20%, иначе мощности прибора может не хватить на подогрев воды для бытового использования и нагревание теплоносителя.
Дизельный одноконтурный котел отопления отвечает только за обогрев помещений. Такие приборы рекомендуется выбирать в том случае, если потребление горячей воды небольшое. В этом случае проще установить отдельный водонагреватель для бытового горячего водоснабжения и не усложнять систему дополнительным контуром.
По принципу нагревания теплоносителя дизельные агрегаты бывают конденсационного и традиционного типа. Конденсационные модели дополнительно используют энергию конденсата, поэтому более экономичные и обладают повышенной эффективностью. Цена конденсационных котлов выше, чем стоимость традиционных нагревательных приборов.
Устройство и принцип работы
Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.
Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.
Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:
Дизельный котел – довольно сложный с технической точки зрения агрегат. Настоятельно рекомендуем Вам в точности следовать инструкции по его эксплуатации – иначе дорогостоящего ремонта не избежать.
- Топливный насос подает горючее в горелку;
- Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
- Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
- В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.
Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.
Примерно такая же схема сжигания топлива используется в дизельных двигателях, только устроены дизели по-другому. Но топливно-воздушная смесь здесь практически такая же.
Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:
- Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
- Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
- Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
- Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.
Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.
Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.
Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.
Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.
Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.
В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.
Расход топлива
У дизельных котлов есть жестко заданный параметр расхода топлива. Этот параметр настраивается и устанавливается в момент ввода в эксплантацию и зависит от целевой мощности горелки.
Исчисляется расход в килограммах топлива, затраченного за час для работы на полной мощности или на половине для двухступенчатых горелок.
Чтобы понять, сколько потребуется дизельного топлива за весь отопительный сезон, необходимо общее значение теплопотери разделить на мощность котла, определяя время чистой работы горелки и далее вычислить полный расход топлива.
Напольный котёл Viessmann
Теоретический расчет провести можно лишь приблизительно. Отопительный сезон разбивается на периоды по неделе и для каждого подбирается статистическое значение средней температуры на улице.
Теплотехнический расчет дома позволяет выяснить теплосопротивление конструкции. Теплопотери дома для каждого временного периода подсчитываются с учетом разницы температуры на улице и целевой для отапливаемого помещения. Суммируя результаты по каждому периоду, получаем общие теплопотери дома за весь сезон.
Приблизительно для дома площадью 100м2 с хорошей теплоизоляцией может потребоваться от 4 до 10 тонн дизельного топлива в зависимости от целевой температуры в помещении.
Рабочий принцип
Насос по трубопроводу закачивает горючее из емкости и подает его под давлением в корпус горелки. При этом оно очищается при помощи фильтра, поставленного перед насосом. В корпусе горючее подогревается в камере предварительного нагрева (это выполняет его более текучим), а потом поступает на распылительное устройство, где происходит его перемешивание с воздухом (обеспечивается конкретная соотношение) и разбрызгивание. По выходе из распылительного устройства горючее преобразуется в туман, который и горит, организуя огненный факел.
Пуск горелки после простоя происходит без человеческого участия — с помощью устройства розжига. Оно вырабует искру сродни тому, как это выполняет свеча в двигателе автомобиля.
Рабочая схема горелки
Одно из хороших качеств жидкотопливных горелок заключается в том, что они могут работать на нескольких видах топлива:
- ДТ (смесь соляровых, газойлевых и керосиновых фракций);
- соляра;
- керосин;
- печное горючее;
- мазут;
- биологическое топливо;
- отработанное масло.
Любое горючее из приведенного списка считается высококалорийным, благодаря этому его запас на период холодов занимает сравнительно малый объем. Также благодаря калорийности нефтепродуктов дизельные котлы способны развивать большую продуктивность.
Данные устройства могут разниться одно от иного по ряду признаков. В первую очередь, если есть возможность регулирования мощности. Есть три разновидности:
Одноступенчатые
Это очень простые горелки, тепловая продуктивность которых, она же мощность, всегда считается постоянной.
Кол-во поступающего тепла изменяется путем периодического включения/выключения горелки.
Преимущество такого устройства состоит в его сниженной цене.
Минус — в том, что все детали котла, и в первую очередь трубный змеевик, работают с самой большой термической нагрузкой и в условиях резких перепадов температур. А это плохо проявляется на долговечности теплогенератора.
Двухступенчатые
Эти приспособления как правило будут работать в 2-ух режимах: с самой большой работоспособностью и с половинной. Половинный режим применяется как переходный для плавного выхода на самую большую мощность либо как ключевой — при относительно тёплой погоде.
Модулируемые
Довольно дорогостоящая разновидность дизельных горелок, которой характерна возможность медленно настраивать мощность в широких пределах — от 10% до предела. Такие горелки не отключаются, а работают регулярно — с той работоспособностью, которая требуется сейчас. При этом не только уменьшается термическая нагрузка на трубный змеевик и камеру сгорания, но и исключаются перепады температур.
Дизельная горелка M 302
Плюс ко всему, сокращается расход топлива. Ведь рабочая схема одно- и двухступенчатых горелок подразумевает некоторый перегрев носителя тепла, благодаря чему величина потерь тепла увеличивается (она пропорциональна разности температур в середине помещения и с наружной стороны).
Если же котел оборудован модулируемой горелкой, никакого перегрева не случается (температура все время поддерживается на заданной отметке), благодаря этому потери тепла, а это означает и топливный расход, становятся очень маленькими.
Другие виды
Также дизельные горелки выделяются по методу подачи первичного воздуха, который применяется для приготовления топливно-воздушной смеси. По этому признаку их разделяют на 2 типа:
- Диффузионные (атмосферные): очень простые горелки, в которых воздух засасывается за счёт падения давления в двигающемся потоке жидкости. Однако при этом способе не всегда получается обеспечить поступление необходимого количества кислорода, благодаря этому горючее может сгорать не в полном объеме. Результаты — падение КПД установки и образование значимого количества сажи.
- Наддувные или наддувные горелки: Снабжены вентилятором, который обеспечивает принудительную подачу воздуха в любом объеме. Стоят вдвое-втрое дороже, зато горючее при любых условиях горит полностью.
Двухступенчатые
Для стандартных и полу герметичных котлов
МОДЕЛЬ | ПОТРЕБЛЕНИЕ ГОРЮЧЕГО (кг/ч) | ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ (кВатт) | НАПРЯЖЕНИЕ | ДЛИНА ГОЛОВКИ ГОРЕЛКИ (мм) | КОД ДЛЯ ЗАКАЗА |
MKAL 10.22 | 4 ÷ 9,8 | 47,3 ÷ 116 | 1 фаза | 112 | 1MK0135 |
MKAL 10.22 TL | 4 ÷ 9,8 | 47,3 ÷ 116 | 1 фаза | 152 | 1MK0136 |
MKAL 14.22 | 7 ÷ 15 | 83 ÷ 178 | 1 фаза | 130 | 1MK0170 |
MKAL 14.22 TL | 7 ÷ 15 | 83 ÷ 178 | 1 фаза | 250 | 1MK0171 |
Для стандартных и герметичных котлов
МОДЕЛЬ | ПОТРЕБЛЕНИЕ ГОРЮЧЕГО (кг/ч) | ВЫХОДНАЯ МОЩНОСТЬ (кВатт) | НАПРЯЖЕНИЕ | ДЛИНА ГОЛОВКИ ГОРЕЛКИ (мм) | КОД ДЛЯ ЗАКАЗА |
MKL 20/2 F | 10 ÷ 20 | 118 ÷ 237 | 1 фаза | 130 | 1MK0260 |
MKL 20/2 F TL | 10 ÷ 20 | 118 ÷ 237 | 1 фаза | 250 | 1MK0261 |
MKL 30/2 F | 13 ÷ 30 | 153 ÷ 355 | 1 фаза | 130 | 1MK0340 |
MKL 30/2 F TL | 13 ÷ 30 | 153 ÷ 355 | 1 фаза | 250 | 1MK0341 |
MKSF 50/2 | 20 ÷ 50 | 237 ÷ 592 | 3 фазы | 250 | 1MK0510 |
MKSF 50/2 TL | 20 ÷ 50 | 237 ÷ 592 | 3 фазы | 335 | 1MK0511 |
MKSF 80/2 | 35 ÷ 70 | 406 ÷ 812 | 3 фазы | 250 | 1MK0802 |
MKSF 80/2 TL | 35 ÷ 70 | 406 ÷ 812 | 3 фазы | 335 | 1MK0801 |
MKSF 100/2 K | 40 ÷ 100 | 464 ÷ 1160 | 3 фазы | 250 | 1MK1002 |
MKSF 100/2 TL K | 40 ÷ 100 | 464 ÷ 1160 | 3 фазы | 385 | 1MK1003 |
MKSF 120/2 | 60 ÷ 120 | 696 ÷ 1392 | 3 фазы | 200 | 1MK1200 |
MKSF 120/2 TL | 60 ÷ 120 | 696 ÷ 1392 | 3 фазы | 400 | 1MK1201 |
MKSF 150/2 | 75 ÷ 150 | 870 ÷ 1740 | 3 фазы | 200 | 1MK1500 |
MKSF 150/2 TL | 75 ÷ 150 | 870 ÷ 1740 | 3 фазы | 400 | 1MK1501 |
Преимущества и недостатки
Попробуем оценить сильные и слабые стороны этих теплогенераторов.
Начнем с хорошего:
- Дизтопливо является высококалорийным и к тому же сгорает почти полностью (КПД жидкотопливных котлов в среднем составляет 92%), так что его запас на зиму занимает гораздо меньший объем, чем дрова или уголь.
- Процессы розжига и регулировки мощности легко можно автоматизировать. Топливо также подается автоматически, а удалять золу после его сжигания не нужно. Таким образом, участие пользователя сводится к минимуму.
- Котел обладает низкой тепловой инерционностью, то есть имеется возможность быстро понизить его мощность либо вообще затушить. Отсюда следует, что вероятность перегрева теплоносителя чрезвычайно низка (только в случае отказа системы автоматики). Соответственно, упрощается обвязка котла: отпадает необходимость устраивать аварийный контур или узел подмеса холодной воды в теплообменник, как в случае с твердотопливными котлами.
- Процедура оформления является гораздо более простой, чем в случае с газовым котлом.
- Дизельный котел легко можно переоборудовать под природный газ. А в случае использования битопливной горелки для этого вообще ничего не придется делать (правда, она имеет невысокий КПД).
Дизельный котел в разрезе
Теперь о плохом:
- Дизельный котел не может функционировать без электроснабжения — оно требуется для работы топливного насоса. Таким образом, для перехода на полностью автономный режим работы придется приобрести еще и электрогенератор.
- При тех же параметрах котлы этого типа стоят дороже, чем газовые и твердотопливные. Правда, более правильным будет сравнивать жидкотопливный котел не с твердотопливным в чистом виде, а с пеллетным — он также имеет низкую тепловую инерционность и является полностью автоматизированным. В этом случае разница в цене окажется несущественной.
- Топливо также является сравнительно дорогим, тем более что к его качеству предъявляются повышенные требования.
- Более сложными, чем в случае с твердым топливом, являются меры по предотвращению возгорания на месте хранения солярки. В частности, если ее запас располагается в помещении, последнее нужно будет оборудовать вентиляционной системой.
- Продукты сгорания жидкого топлива имеют резкий неприятный запах.
Поскольку дизельным котлам однозначно требуется электричество, почти все они являются турбированными (камера сгорания закрытого типа) и, соответственно, вместо полноценного вертикального дымохода могут оснащаться коаксиальной трубой, выводимой наружу через стену.
К тому же они оснащаются электронной автоматикой, которая по сравнению с энергонезависимой является более точной и функциональной.