Правила подготовки основания
Чаще всего под полом гаража расположен грунт, поэтому перед тем как сделать теплые полы от водяного отопления или от электричества следует уделить внимание теплоизоляции. Дело в том, что неправильное утепление может привести к значительным потерям тепла, до 30%, которые связаны с прогревом грунта
Процесс утепления выглядит следующим образом:
Грунт тщательно выравнивают и уплотняют.
Поверх него заливают черновую бетонную стяжку
Важно контролировать этот этап, чтобы поверхность была максимально ровной без резких перепадов по высоте.
Стяжку оставляют для застывания, после чего выполняют укладку теплоизоляционного материала.
Какие существуют, их характеристика
Существует две разновидности теплого пола, отличающиеся по используемому для обогрева материалу. Оба вида замуровываются в стяжку. Изучив их характеристики, выбирают наилучшие системы отопления для конкретного случая.
Электрические
Система обогрева строится на основании электрического кабеля и специальной ткани, укладываемой внутрь стяжки. Преимущество электрических систем в:
- безопасности. Пол оборудуется температурными датчиками, сигнализирующими о замыканиях, перегревах отдельных участков – они необходимы для контроля нагрева и регулировки температуры;
- простота монтажа и отсутствие дополнительного оборудования;
- срок эксплуатации – более 50-ти лет.
Серьезный недостаток этой системы – большой расход электроэнергии. Сэкономить можно при устройстве качественного утепления и изоляции стен гаража – так потери тепла будут минимальны. Не рекомендуется устанавливать в помещениях с высокой влажностью.
Водяные
Это система из металлопластиковых труб, замкнутых в единый контур на котел. Трубы заполняются водой или, как альтернатива, антифризом. Такой тип лучше всего подходит для помещений, где уже установлен котел газового типа или работающий на топливе. Нагрев от электричества не оптимален. К плюсам системы относится:
- простота монтажа – принцип работы напоминает обычные радиаторы отопления, и такую систему легко собрать своими руками;
- равномерный нагрев бетона;
- экономия электроэнергии.
Имеется у них ряд недостатков:
- если полы не включать зимой, то вода в системе может промерзнуть, что приведет к протечке труб и выходу из строя всей системы;
- необходимо дополнительно приобретать котел и насос.
Какие инструменты и материалы понадобятся
Конструкция теплого пола напоминает слоеный пирог. Для его сооружения потребуются:
- песчано-цементная смесь;
- арматурная сетка толщиной 8-10 миллиметров, с ячейками 15х15 сантиметров;
- трубы и котел или электрокабель и инфракрасная пленка;
- набор пластиковых хомутов и подпорок для фиксации отопления;
- гидро- и теплоизолятор (плотная пленка, рубероид, армированная фольга и другие подобные материалы);
- покрытие чистового пола: дерево, плитка, окрашивание.
Рекомендуем: Нужно ли грунтовать стены перед шпаклевкой: обязательно ли обрабатывать стены перед финишной шпаклевкой, как правильно грунтовать, через какое время можно шпаклевать
Из инструментов необходимы: бетономешалка, уровень, маяки, правило и другой подручный инструмент. Желательно перед укладкой сделать чертеж разводки труб или проводов
Важно, чтобы машина не проезжала по местам укладки кабеля
Технология укладки электрического теплого пола в гараже
Электрический теплый пол в гараже лучше делать под стяжку. Деревянный настил не рекомендован из-за горючести материала, низкой теплопроводности и склонности к усыханию.
Инструменты и материалы
Для обустройства теплого пола нужно выбрать нагревательный элемент. Это могут быть резистивный или саморегулирующийся кабель либо мат – гибкое полотно с уже зафиксированным проводом. Второй вариант обойдется дороже, но монтировать его проще и удобнее.
Кроме нагревательного элемента, для теплого пола в гараже понадобятся:
- терморегулятор;
- термодатчик;
- УЗО;
- провод для заземления;
- крепежи;
- рулетка;
- кусачки;
- уровень;
- перфоратор;
- набор отверток;
- канцелярский нож;
- цементно-песчаная смесь и гравий или готовый бетонный раствор для стяжки;
- полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
- материал для теплоизоляции – пенопласт, экструдированный пенополистирол, пеноплекс, Пенофол;
- армирующая сетка.
Подготовительные работы
Обустройство отопительной системы всегда начинают с расчетов. Схема теплого пола в гараже может в виде змейки (простой, двойной или угловой) или спирали.
Если обустраивать инфракрасный теплый пол в гараже, то он должен покрывать до 70% поверхности, при наличии других источников обогрева – до 50%. Пленку настилают, отступив от стены 10 см. Под тяжелыми предметами ее размещать нельзя.
Обязательно заранее рассчитать мощность теплого пола, чтобы электросеть в гараже справилась с нагрузкой. Вычисления зависят от выбранного нагревательного элемента. Для усредненных расчетов нужно площадь помещения умножить на 130 Вт.
Замечание! Если площадь теплого пола более 40 м², необходимы деформационные швы. Для их заполнения используют синтетические полимерные материалы или специальные Т-образные профили.
Перед укладкой теплого пола обязательна подготовка основания. Необходимо очистить поверхность, выровнять ее. Небольшие перепады допустимы, в остальных случаях нужна тонкая заливная стяжка
Обязательно важно дождаться полного ее высыхания. При наличии смотровой ямы перед заливкой стяжки лучше соорудить вокруг нее опалубку. Чтобы минимизировать теплопотери, влекущие повышение затрат на электроэнергию, нужно позаботиться об утеплении всего гаража
Чтобы минимизировать теплопотери, влекущие повышение затрат на электроэнергию, нужно позаботиться об утеплении всего гаража
После подготовки поверхности к монтажу теплого пола в гараже нужно организовать гидро- и теплоизоляцию. Сначала расстелить пленку, выпуская 10-15 см на стены. По периметру помещение оклеить демпферной лентой.
Оптимальный слой теплоизоляционного материала 10 см. Если использовать пенопласт, можно взять толщину в два раза меньше. Остается разместить сверху армирующую сетку.
Инструкция по монтажу
После подготовки поверхности, организации гидро- и теплоизоляции можно приступать к укладке нагревательных элементов. Алгоритм простой:
- Сделать разметку на утеплителе.
- Уложить по меткам провод согласно выбранной схеме. Между витками оставлять 30 см.
- Кабель фиксировать к армирующей сетке клипсами либо с помощью монтажной ленты из оцинкованной стали со специальными зубчиками.
- Контуры размещать параллельно, максимальный угол сгиба провода 90°.
- Закрепить монтажную коробку и терморегулятор.
- Подвести силовой кабель и заземление.
- В 0,5 м от стены сделать в слое теплоизоляции углубление, поместить в него гофрированную трубку с термодатчиком внутри. Провод подсоединить к терморегулятору.
- Проверить работоспособность системы.
Замечание! Для монтажа используют цельный кабель без скруток. Их наличие влияет на качество работы и срок службы теплого пола.
После укладки нагревательных элементов остается заливка теплого пола в гараже – сделать раствор можно своими руками или заказать готовый бетон. Разрешено использовать стяжку в качестве чистового покрытия или положить плитку.
Что такое тёплый пол
Тёплый пол (ТП) – одна из разновидностей отопительных систем, обеспечивающая прогрев нижнего перекрытия с последующей теплоотдачей обогреваемому пространству. Требует правильного устройства основания/плиты, утепления, гидроизоляции.
Система «тёплый пол» была задумана как альтернатива радиаторному отоплению, работающему по принципу теплового излучения и конвекции. Причём соотношение первого и второго фактора находится в пределах 80/20%. Но практика показала, что ТП на больших площадях рациональнее использовать как резервное отопление.
Причина в том, что для инициации процесса теплоотдачи в обогреваемое пространство тёплый пол сначала должен прогреть бетонную стяжку. На больших площадях это длительный процесс. Поэтому ТП эффективен только при постоянной длительной работе, без периодов включения-выключения.
Плюсы и минусы теплого пола в гараже
Организация теплого пола в гараже обеспечивает немало преимуществ:
- создание оптимальных условий для содержания автомобилей, хранения инструментов, материалов;
- комфорт пользователей независимо от длительности пребывания в гараже;
- возможность установки системы своими руками;
- низкие энергозатраты при наличии другого источника тепла или качественного утепления строения.
Основной недостаток теплого пола – затраты на работу системы. Если его можно подключить к горячему водоснабжению, то такой проблемы нет.
Еще один возможный недостаток – риск промерзания ворот. Такое происходит из-за образования конденсата на них в результате разницы температур внутри гаража и снаружи. Ситуация усугубляется тающим и стекающим с машины снегом. Проблему можно решить организацией небольшого уклона к воротам и дренажа.
Остальные минусы связаны непосредственно с установкой теплого пола:
расходы на материалы; может потребоваться демонтаж старого покрытия; важно правильно рассчитать толщину теплого пола в гараже, чтобы поверхность достаточно прогревалась, но не проседала под тяжестью автомобиля. Замечание! В тепле коррозия развивается еще активнее
Замечание! В тепле коррозия развивается еще активнее
Чтобы этого не произошло, важно обеспечить хорошую вентиляцию в гараже
Общие советы по устройству теплого пола в гараже
1. Температуры 15 градусов достаточно, чтобы теплые полы в гараже обеспечивали прогревание воздуха и создавали комфортную обстановку.
2. Чтобы воздух задерживался в помещении, учитывается:
- утепление стен;
- утепление потолка.
Поэтому следует позаботиться и заняться утеплением, что повысит эффективность тепловых полов в будущем.
3. Теплый пол для гаража подвергается нагрузкам:
- химические воздействия;
- механические повреждения.
Поэтому над нагревательными элементами требуется толстый слой стяжки (40-80 мм), что повысит пожароустойчивость и снизит влажность.
Важно! Тёплый пол желательно устанавливать на этапе строительства гаража
Препятствующие факторы
Когда создаётся теплый пол в гараже своими руками, появляются трудности, связанные с монтажом и использованием в будущем.
По причине заливки бетонного основания возникают немалые нагрузки на плиту.
Использовать пластификаторы и присадки, что повысит прочность. При этом желательно проводить заливку теплого пола в гараже готовыми смесями. Толщина плиты — не менее 10 см. А чтобы не возникли трещины, следует следить за высыханием раствора и не допускать быстрого высыхания. Накрыть плёнкой и поливать 7 дней.
Цементная стяжка забирает часть тепла, и часть расходуется на нагрев напольного покрытия.
Чтобы эффективно использовать потребление тепла, можно обратиться за помощью к компьютерным программам, осуществляющие расчёты.
Неминуемость сезонных изменений.
Чтобы обеспечить работу в любое время года, необходимо предусмотреть клапан для сброса теплоносителя. Это позволит защитить систему отопления.
Выбор покрытия для теплого пола
Тепловой пол подразумевает подходящее к нему покрытие, которое способно выдержать вес и обеспечить отдачу тепла.
Совет! Несмотря на прочность, следует остерегаться напольных покрытий керамогранита и изделий из натурального камня. Данные материалы не обеспечивают отдачу тепла.
Хорошим решением для подогрева пола в гараже станет керамическая плитка или изготовление наливного покрытия (толщина 3-5 мм). При облицовке пола плиточным материалом необходим специальный клей и затирка. Затирание швов производить не раньше 2-3 дней. Полная нагрузка, спустя 6-7 дней.
Гидроизоляция и утепление
Гидроизоляционный слой под теплый пол делается из:
- полиэтиленовой пленки толщиной от 0,2 мм;
- специальных мембран;
- битумной мастики.
В результате монтажа гидроизоляции в комнате должно получиться водонепроницаемое «корыто» с днищем без прорех и заходом на стены в 10–20 см. Если данное покрытие выстилается из пленок, то укладывать их следует внахлест 10–15 см друг на друга и в два слоя.
Утеплитель для пола с подогревом
Далее ложится жесткий утеплитель. Использовать для устройства теплоизоляции под теплый пол мягкие минеральные ваты нельзя. Правильней будет взять плиты экструдированного либо обычного пенополистирола. Но подойдут и плитные материалы на основе спрессованной минваты или пробки. Также нередко применяются специальные панели-маты на основе ЭППС с выступами под укладку труб.
Чтобы пол после нагрева не давил на стены, вдоль них следует уложить демпферную ленту высотой выше будущей стяжки. При монтаже эту полосу надо закрепить так, чтобы она не сползла потом во время заливки бетонного раствора и иных манипуляциях.
Конструкция теплого водяного и электрического пола
Технология монтажа теплого электрического пола
Как сделать электрический теплый пол в гараже? Рассмотрим основные рабочие этапы.
Подготовка основания
Сначала необходимо изучить правила безопасности. После этого проводятся определенные мероприятия. Как правило, пол в гараже земляной, поэтому его предварительно необходимо утеплить, чтобы минимизировать тепловые потери.
Теплоизоляция
Если этим условием пренебречь, то потеря тепловой энергии достигнет тридцати процентов.
Для начала на грунтовом основании устраивается гравийная подушка, высота которой достигает двадцати пяти сантиметров. Гравий разравнивается и тщательно трамбуется. После этого по такому же принципу устраивается семисантиметровая подушка из песка. Сверху устраивается стяжка из бетонной смеси, которая заливается по арматурному каркасу.
Следующий этап – укладка теплоизоляционного материала. Он может быть разным, но в случае с гаражным полом специалисты рекомендуют использовать полистирольные листы либо пеноплекс. Толщина слоя может варьироваться от четырех до девяти сантиметров, и зависит это от климатических условий вашего района.
Верх теплоизоляционного слоя укрывается полиэтиленом. Заключительный шаг – заливка песчано-цементной стяжки. Поверхность ее должна получиться ровной, без резких перепадов по высоте. Устройство теплоизоляционного слоя закончено.
Монтаж нагревательных элементов
В этом случае соблюдается следующий алгоритм действий:
- размечаем места установки стеллажей и верстака для хранения запчастей и инструментов,
- от всех стен откладываем по 4 – 9 см,
- в месте установки терморегулятора делаем отметку, от нее вертикально проводим линию к поверхности пола. Как правило, устройство монтируется на тридцатисантиметровой высоте,
- по разметке штробим стену, устраиваем выемку под корпус терморегулятора,
- фиксируем коробку, подводим силовой кабель,
- на полу устраиваем сеточку из металлических прутьев,
- определяемся, с каким шагом будет выполняться укладка кабеля. Можно воспользоваться формулой: Шаг = (100 * П) / Д (см), в которой «П» — площадь обогреваемого пола, «Д» — длина электрокабеля,
- провод выкладывается «змейкой»,
- не рекомендуется сгибать кабель под острым углом или повреждать его,
- уложенный кабель фиксируется стяжками из пластикового материала.
Подключение
Охлажденный провод подводится к монтажной коробке, при этом муфта должна размещаться на полу.
От терморегуляторной коробки прокладывается гофрированная труба, диаметр которой около 1.7 см. ее подводят к месту обогрева на расстояние, не ниже 45 см, и лучше это сделать ближе к центру, среди образованных кабелем витков. Резкие изгибы на трубке не допускаются.
Один конец трубки заматывается изолентой и закрывается заглушкой, чтобы создать защиту от проникновения внутрь раствора.
Монтаж электрического теплого пола в гараже
Температурный датчик заводится в трубу почти полностью. Штроба замазывается штукатурным раствором.
Система подключается к источнику электрической энергии. Если ваших знаний для этого недостаточно, пригласите специалиста.
Заливка стяжки
Остается выполнить заливку стяжки теплого пола в гараже. Рекомендуется устроить равномерный слой толщиной не менее 50 мм. Для этого используем раствор, три части которого составляет песок, и одну – цементный материал. Для улучшения пластичности в смесь добавляются пластификаторы и фиброволокна. При желании готовую сухую смесь можно приобрести в магазине строительных материалов. Останется только заливать воду и замешивать раствор.
Как только стяжка высохнет, можно укладывать облицовочную плитку.
Как сделать пол в гараже.
При строительстве гаража для автомобиля в один прекрасный момент наступит такая задача, как устройство его пола. Непосредственно к полу гаража нужно отнестись обстоятельно. Во-первых, он должен выдержать условия эксплуатации в плане нагрузки на него от транспортного средства. Во-вторых, он должен противостоять разращению от возможного пролива на него автомобильных технических жидкостей.
Среди вариантов исполнения пола в гараже своими руками можно выделить 2 основных варианта: из бетона и из дерева. Последний вариант применяется крайне редко, так как дерево очень быстро разрушается под действием влаги и химических реагентов, сопутствующих эксплуатации автомобиля. Поэтому сегодня будем говорить о бетонном поле.
Итак, бетонный пол может быть выполнен как единая монолитная плита без покрытия или с покрытием (в виде керамической плитки или наливного полимерного покрытия ), каждый из которых имеет свои плюсы и недостатки. Не будем вдаваться глубоко в эти нюансы, лишь отметим, что керамическая плитка плохо противостоит ударам метрических предметов и может треснуть, тем самым ухудшив внешний вид и эксплуатационные качества пола, а голый бетонный пол большой поставщик пыли, к тому же он быстро вымазывается техническими жидкостями автомобиля. А вот, кстати, хорошие наливные полы, созданные для таких помещений как гараж, практический не имеют эксплуатационных недостатков, их главный минус это их цена.
Как сделать пол в гараже своими руками.
Но перейдем непосредственно к процессу самостоятельного создания пола в гараже.
1. Приступа непосредственно к работам по изготовлению бетонного пола в гараже, первым делом следует определиться с необходимостью его утепления, а также приобрести соответствующие материалы для его армирования и устройства:
- сварную металлическую стеку для армирования,
- цемент,
- песок и щебень.
Весьма полезна будет в данных работах и бетономешалка для механизированного приготовления смеси.
2. Задумайтесь над вопросом утепления пола. Последний нужно обязательно предусмотреть, если вы планируете делать «теплый» гараж или же если в вашем гараже присутствует подвал, где предусматривается хранение овощей и домашний заготовок.
Выполнить утепление можно как засыпными материалами: керамзит, шлак и т.п. так и более эффективными плитными материалами, например, такими как пенопласт.
3. Итак, приступаем к заливке пола. Она начинается с тщательной утрамбовки основания по грунту и укладки гидроизоляции. Замечу, что при выполнении пола по плитам перекрытия подвала гаража, на них необходимо также обязательно уложить гидроизоляцию. Далее, при необходимости, укладывается слой утеплителя. Если вы планируете выполнить его из пенопласта, то толщина последнего может варьироваться в пределах 50-100 мм, при этом пенопласт должен быть не ниже 35-ой марки.
Стоит отдельно отметить, что по периметру гаража на уровень чистого пола должен быть выполнен термо зазор между полом и стеной. Его выполнить можно из тех же плит пенопласта толщиной до 3 см.
4. Следующим этапом работ является укладка армирующей сетки с условием, что она будет возвышаться над поверхностью основания не менее 2 см. Для этого ее укладывают на специальные опоры. Все сегменты сеток обязательно связываем между собой вязальной проволокой или свариваем.
5. Далее приступаем к установке маяков, по которым будем ориентироваться в высоте заливки бетона. В качестве этих маяков могут выступать как специальные направляющие, так и старые металлические уголки, трубы и даже доски. Стоит только отметить, что установку маяков производим строго по уровню с небольшим уклоном в сторону дверей (нужно, чтобы избежать застаивания воды в гараже, которая будет стекать с мокрого или заснеженного авто в плохую погоду).
6. Непосредственно сам процесс заливки пола в гараже своими руками производится бетоном марки не ниже М-250. Начинать необходимо из наиболее удаленных от дверей сегментов с контролем высоты заливки по маякам при помощи правила. Завершив заливку, бетонному полу необходимо дать высохнуть и набрать прочность в течение трех недель.
Если в качестве финишного покрытия не планируется керамическая плитка и наливной пол, то через пару дней либо чуть позже, в зависимости от схватывания бетона, его можно затереть теркой, пока он не набрал окончательную прочность. Также после высыхания пола можно провести его шлифовку при помощи шлифовальной машины по бетону.
Что касается финишного покрытия в виде укладки плитки и заливки наливного пола, то такая работа производится после полного высыхания бетонного основания по технологическим картам и инструкциям производителей данных материалов.
Как сделать водяной теплый пол в гараже самому
Обустройство водяного пола в гараже уместно, когда можно подключить его к отопительной системе. В остальных случаях нужен автономный котел, а затраты на его покупку могут не оправдаться.
Материалы и инструменты
Для монтажа водяного теплого пола обычно используют металлопластиковые трубы. Оптимальное сечение 16 мм. Кроме труб, потребуются:
- насос, мощность от 1,5 кВт;
- термостат;
- трехходовой клапан;
- фитинги;
- теплоизоляционная трубка;
- вентили для подачи и слива теплоносителя;
- шланг подвода;
- сервопривод;
- два автоматических воздухоотводчика;
- перфоратор;
- кусачки;
- уровень;
- канцелярский нож;
- крепежи;
- гидроизоляция;
- утеплитель;
- арматура;
- материалы для стяжки.
При подготовке чернового пола для укладки труб нужно учитывать, что перепады не должны превышать половины их диаметра
Подготовительные мероприятия
Если делать теплый водяной пол в гараже по грунту с нуля, то начинают с черновой стяжки
Перед ее заливкой важно подготовить несколько слоев:
- 10 см песчаной подушки;
- 10 см щебня;
- слой утеплителя, если использовать пенопласт, то достаточно 10 см;
- гидроизоляционный слой – обычно используют полиэтиленовую пленку или рубероид;
- арматура.
Все эти слои необходимы для снижения теплопотерь. Если бетонный пол в гараже уже есть, то следует очистить и выровнять поверхность. Гидро- и теплоизоляцию делают аналогично подготовке к монтажу электрического пола. Вместо полиэтиленовой пленки, лучше использовать рубероид, обрабатывая швы мастикой из битума.
Этапы монтажа
Трубы для водяного пола в гараже можно укладывать разными способами:
- змейка – параллельное размещение, для фиксации использовать хомуты или проволоку;
- спираль – более качественный прогрев, монтаж сложнее, схема рекомендована для больших площадей.
Выбор схемы укладки факторов зависит не только от площади, но и присутствующих энергоресурсов Основные этапы монтажа водяного теплого пола в гараже под стяжку:
- Сделать разметку для укладки труб.
- Смонтировать обрешетку на пластиковых подпорках. Расстояние до утеплителя 3-4 см.
- Укладка труб по разметке. Фиксировать хомутами или скобами с шагом 30-40 см, на поворотах 15 см.
- Установить коллекторно-смесительный узел, подсоединить к источнику подачи воды – котлу или отопительной системе.
- Трубу каждого контура обеими концами подсоединить к вентилям, используя фитинги.
- Проверить работоспособности и герметичность системы. Давление установить вдвое выше рабочего, наблюдать сутки.
- Залить стяжку.
Между витками делать расстояние 10 см. В центре помещения трубы можно размещать реже, чем вблизи ворот и стен. На конце шланга закрепить теплоизоляционную трубку с фитингом, чтобы подключить его к коллектору.
Регулировку, подачу горячей воды и вывод отработанного теплоносителя обеспечивают коллекторно-смесительный узел. Можно купить готовую конструкцию или собрать ее самостоятельно. Для коллектора в гараже нужно обустроить специальный шкаф, оптимальный размер его 50Х50Х15 см (ШВГ).
Замечание! Включение системы допускается только после полного высыхания бетона. Лучше выждать месяц.
В качестве теплоносителя для водяного пола можно использовать антифриз, но производительность насоса должна быть выше
Оборудование водяного пола
Водяной теплый пол, как и электрический, создают на основе черновой стяжки. Если пол уже есть, то снимают его верхний слой, убирают мусор и выравнивают поверхность. Для пола данного типа выполняют следующие работы:
- Установка гидроизоляционного слоя из рулонного материала. Предпочтителен рубероид с промазкой швов битумной мастикой, но можно заменить плотной пленкой.
- Организация теплоизоляции. Так как нагрузка на пол высокая, то берут тонкие материалы. Используют фольгирующий слой, укладывая его глянцевой стороной наверх, чтобы тепло от труб возвращалось в помещение, а не уходило вниз.
- На пластиковых подпорках ставят обрешетку для укрепления и профилактики растрескивания стяжки. Оптимальная высота – 3-4 сантиметра над уровнем изоляции.
- Хомутами подвязываются трубы. Возможна их разводка по схеме «улитка» или «змейка», можно сделать 1 или 2 контура.
- Подключение к котлу, установка насоса при необходимости. Заполнение системы водой и тестовый запуск.
- Заливка стяжки слоем от 5 сантиметров. Рекомендованная толщина – 10-12 сантиметров.
- Создание чистового пола.
При разводке труб минимальное расстояние от стен – 20 сантиметров. Не стоит заводить их под шкафы и стеллажи. До начала работ делают чертеж будущей системы.