Антифризы для отопления
В системы отопления кроме воды заливают специальные незамерзающие жидкости — антифризы. Обычно это водные растворы многоатомных спиртов. Не так давно на нашем рынке появился антифриз на основе глицерина. Так что теперь типов незамерзающих жидкостей для систем отопления три.
Виды незамерзающих жидкостей и их свойства
Антифризы есть на основе двух веществ: этилен-гликоля и пропилен-гликоля. Первый более дешев, замерзает при более низких температурах, но очень токсичен. Отравиться можно не только выпив, но даже просто замочив руки или надышавшись парами. Второй незамерзающий теплоноситель для системы отопления — на основе пропилен-гликоля.Он более дорог, но безопасен. Иногда он даже используется как пищевая добавка. Его минус — он теряет текучесть при более высоких температурах чем пропилен-гликоль.
Этилен-гликолевый теплоноситель очень ядовит
Несмотря на высокую токсичность чаще покупают этилен-гликолевые теплоносители. Связано это, скорее всего, с ценой — пропилен-гликоль дороже раза в два. Но этилен-гликолевые антифризы в чистом виде еще и химически активны, могут вспениваться, имеет повышенную текучесть. С пеной и активностью борются присадками, а повышенная текучесть никак не корректируется. В паре с токсичностью она — опасное сочетание. Если есть где-то малейшая возможность, этот антифриз протечет. А так как и его пары ядовиты, ни к чему хорошему это не приведет. Поэтому, если есть возможность, используйте пропилен-гликоль.
Таблица с разновидностью теплоносителей
Еще один важный недостаток — этилен-гликоль очень плохо реагирует на перегрев, а перегрев наступает при довольно низкой температуре. Уже при +70 °C образуется большое количество осадка, который оседает на элементах системы отопления. Отложения снижают теплоотдачу, что снова ведет к перегреву. В связи с этим в системах с котлами на твердом топливе такие антифризы не используют.
Пропилен-гликоль, наоборот, химически почти нейтрален. Он меньше всех теплоносителей реагирует с другими веществами, перегрев наступает при более высоких температурах и приводит не к таким последствиям.
Пропилен-гликолевый теплоноситель безопасен, но стоит дороже и замерзает при более высоких температурах
Особенности систем с антифризом в качестве теплоносителя
При проектировании системы отопления надо изначально принимать во внимание теплоноситель. Это связано с более низкой теплоемкостью незамерзающих жидкостей, а также другими их свойствами
Если все оборудование было рассчитано на воду, а зальют в нее антифриз, могут возникнуть следующие проблемы:
- Не хватит мощности и в доме будет холодно. Это связано с более низкой теплопроводностью антифризов. Решить эту проблему можно малой кровью — увеличить скорость движения теплоносителя, поставив более мощный циркуляционный насос. Но по-хорошему, требуется увеличение количества секций радиаторов.
- В системах закрытого типа может недостаточным оказаться объем расширительного бачка. Это связано с тем, что при нагревании незамерзайки расширяются больше, чем вода. Выход — поставить еще один бачок. Суммарный объем должен быть чуть больше требуемого (объем можно взять из таблицы).
Объем расширительного бачка для разных типов теплоносителя - Если использованы обычные резиновые прокладки, при использовании этилен-гликоля или глицерина они через некоторое непродолжительное время разрушатся и потекут. Потому перед заливкой антифриза во всех разъемных соединениях прокладки заменяют на паронитовые или тефлоновые.
Как вы поняли, лучший теплоноситель для системы отопления — вода. Она и лучше по характеристикам и в разы дешевле. Если же отоплению грозит разморозка, приходится заливать антифризы, но не автомобильные, а специальные — для отопления. В этом случае, при наличии достаточного количества средств, лучше использовать пропилен-гликоль. Этиленовые незамерзайки — крайний случай. Они пригодны в системах закрытого типа, в которых установлены специальные прокладки и автоматизированные котлы, которые не допустят перегрева.
Чтобы покупателям было проще ориентироваться, в теплоносители добавляют красители. В этиленовые — красные или розовые, в пропиленовые — зеленый, в глицериновые — голубой. Через некоторое время цвет может стать нет таким интенсивным или пропасть совсем. Это происходит из-за термического разрушения красителей, но на свойства самого антифриза не влияет.
Какого цвета антифриз выбрать
Для облегчения выбора в смесь при изготовлении добавляется краситель. Сам по себе он никакой функции не выполняет, а лишь указывает на свойства.
- Синий – или голубой. Традиционный тосол с температурой кристаллизации около -40 С. Включает базовый пакет присадок, в том числе и силикаты. Образует защитную пленку на элементах системы. Температура кипения не выше +110 С, поэтому для мощных современных двигателей тосол не годится.
- Зелёный – содержит органические добавки, карбоновую кислоту. Предупреждает появление ржавчины, слабее воздействует на пластиковые части и резиновые прокладки. Служит дольше – до 3 лет, но все равно подлежит замене.
- Красный – или розовый. Таким цветом обозначаются пропиленгликолевые охладители. Рассчитаны на обслуживание силовых агрегатов и двигателей, работающих под нагрузкой. Наиболее безопасны для окружающей среды составы. Служат до 5 лет и больше.
- Фиолетовый – сиреневый, лиловый. Не содержит бораты и силикаты. Смешивается с большинством антифризов других категорий. Обладают самыми высокими теплоотводящими свойствами.
Краситель является маркером свойств антифриза, но не указывает прямо на состав или тип. Нельзя покупать другой вариант и добавлять его в систему, только потому что предыдущий был такого же оттенка. Какой антифриз лучше, цвет не определяет.
Как работает антифриз
Антифриз применяют для эффективного охлаждения двигателя и поддержания его рабочей температуры. Для этого он получил незамерзающую формулу и заливается в систему охлаждения, где происходит его циркуляция.
После прогрева мотора до рабочей температуры в циркуляцию вовлекается радиатор. Эксперты называют такой процесс большим кругом.
Кроме того, охлаждающая жидкость попадает в блок цилиндров, откуда, нагревшись, выводится помпой в особые бачки, где её температура снова снижается. Затем она снова заливается в блок.
Процесс циркуляции ОЖ постоянный и непрекращающийся при работе мотора. При его нарушении, утечке, недостатке или отсутствии охлаждающей жидкости в системе, возможно быстрое повреждение не только её составляющих, но и двигателя.
Мотор неспособен нормально работать при серьёзном превышении его рабочей температуры. А она поддерживается в положенных пределах за счет этого химического состава.
Критерии выбора
Общим для всех теплоносителей фактором, влияющим на выбор продукции, является ее экологическая безопасность. Здоровье человека и комфорт в доме зависят от качества и вида теплоносителя, заливаемого в систему отопления.
Во-первых, выбор жидкости зависит от конструкции системы отопления
Важно, из какого материала он сделан. Важными факторами при выборе теплоносителя являются мощность насосов и радиаторов, задействованных в системе отопления, а также внешний вид отопительного котла
Покупая жидкость впервые, лучше всего обратиться за профессиональной консультацией. Это позволит получить профессиональную консультацию и избежать выхода из строя системы отопления загородного дома. По мнению специалистов, в системах отопления для дачных домов лучше использовать жидкости с температурой замерзания -20-25 ° С.
Мнение эксперта
Нежелательно использовать воду в качестве теплоносителя из-за ее способности вызывать коррозию и накипь на внутренней поверхности элементов системы отопления.
При замерзании воды ее объем значительно увеличивается, что в аварийной ситуации в холодное время года может привести к разрыву труб и радиаторов отопления. Использование антифриза полностью исключает эту возможность
Важно, чтобы его состав был качественным и надежным
Каждая система отопления имеет свои характеристики производительности. Некоторые из них необходимо учитывать при выборе типа охлаждающей жидкости. К ним относятся минимальная температура окружающей среды и максимальная температура охлаждающей жидкости во время обогрева. Оба эти показателя являются пограничными при переходе жидкости в другое физическое состояние.
Многие производители выпускают отопительные котлы, в которых категорически запрещено использование незамерзающих жидкостей.
Определив эксплуатационные характеристики теплоносителя, обязательно обратите внимание на производителя и стоимость
Для жилых помещений крайне важно залить в систему отопления экологически чистую жидкость. Охлаждающие жидкости с истекшим сроком службы могут быть смертельными для человека
Охлаждающие жидкости с истекшим сроком службы могут быть смертельными для человека.
Важным критерием выбора жидкости является ее химический состав и тип добавок
Последние обращают особое внимание на возможный срок использования теплоносителя в системе. В течение длительного времени вы можете использовать органический антифриз
Популярные вопросы читателей
Многие читатели, особенно из числа начинающих водителей, часто интересуются вопросами об охлаждающей жидкости. Постараемся ответить на самые популярные из них.
Что лучше – концентрат или готовый антифриз?
Антифризы могут продаваться в готовом виде или в форме концентрата. Приобретать можно оба вида охлаждающей жидкости. Если она готовая, это позволит сэкономить время.
Кроме того, при покупке концентрата нужно быть уверенным, что сможете его разбавить дистиллированной водой в нужном соотношении
Не стоит забывать и о ядовитом составе средства, требующем осторожности при разбавлении
Как правильно разбавить концентрат?
Для разбавления концентрата следует применять только дистиллированную воду. Разбавлять химикат следует в пропорции, указанной на его упаковке. Её изменение может привести к ухудшению свойств ОЖ.
Как часто нужно менять антифриз?
Частота замены антифриза зависит от его типа и состава, а также рекомендаций автопроизводителя, указанных в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Также о том, сколько служит конкретная охлаждающая жидкость, обычно написано и на её упаковке.
Кроме того, замена химии может потребоваться после сильной утечки, ремонта системы охлаждения или при утрате свойств залитой ОЖ раньше положенного времени.
При недостатке средства в бачке обычно можно его просто долить. Но при этом нелишне уточнить причину его исчезновения.
Зачем надо делать полную замену антифриза?
Антифриз рекомендуется менять целиком, что позволяет полностью избавиться от остатков старой жидкости. Следы утратившего свои свойства и грязного состава могут оставлять отложения в системе охлаждения или двигателе, ухудшать охлаждение мотора, а также оказывать иное негативное влияние.
Кроме того, полный слив важен при покупке подержанного автомобиля или, когда точно неизвестно, какая охлаждающая жидкость заливалась ранее.
Как правильно заменить антифриз?
При замене охлаждающей жидкости нужно целиком слить старый тосол в подготовленную для этого тару и залить новое средство через расширительный бачок до нужного объёма.
После этого нужно запустить мотор и дать ему немного поработать, а затем проверить уровень химии в бачке. Если её недостаточно, долить до нужного количества.
Иногда при смене типа ОЖ и в иных случаях может потребоваться промывка системы дистиллированной водой и иными способами.
Если смешать разные виды антифризов, что будет?
Жидкости разных цветов, но одного типа, смешивать можно. Но смешивание разных по составу и типу средств не рекомендуется, так как антифризы утратят свои полезные качества.
Он не сможет правильно работать в системе охлаждения. Но иногда такое смешивание допустимо, если на упаковках ОЖ есть информация об их совместимости.
Как определить качество антифриза?
При покупке антифриза следует проверить срок его годности и состояние упаковки. Обычно жидкость может храниться не более пяти лет.
Хороший состав имеет характерный запах и не может пахнуть аммиаком или вовсе не иметь никакого аромата. Кроме того, можно кинуть в него лакмусовую бумажку. Качественная ОЖ окрасит её в зелёный цвет.
Если бросить соды в отлитую заранее жидкость, и при этом произойдёт активная реакция с образованием пузырьков, значит, в составе есть серная кислота, что очень плохо.
Кроме того, фирменные и качественные химикаты не могут стоить очень дёшево, значительно дешевле, чем в остальных автомагазинах.
Как понять, какой антифриз нужен для моего автомобиля?
Чтобы узнать, какой антифриз нужен для конкретной машины, нужно изучить руководство по её эксплуатации или почитать информацию на сайте изготовителя автомобиля или его дилера. Там указан тип, характеристики и, возможно, рекомендуемые бренды жидкости.
Если при соблюдении рекомендаций, возникли проблемы с системой охлаждения, нужно сделать диагностику и необходимый ремонт самому или в автосервисе. Это избавит от более серьёзных неприятностей.
Рекомендации которые следует соблюдать
Что бы ваш автомобиль служил вам верно, без поломок и коррозии в системе охлаждения, вы должны соблюдать 5-ть главных правил при выборе любого класса антифриза!
- Приобретайте антифриз класса соответствующего вашему автомобилю, т.е. тот что рекомендует автопроизводитель;
- Не старайтесь сэкономить на покупке, экономия может повлечь серьезные затраты;
- Всегда уточняйте температурные допуски жидкости;
- Совершайте покупки в крупных сетевых магазинах, антифриз часто подделывают, а устранение поломки в системе охлаждения стоит очень дорого;
- Никогда не смешивайте разные классы антифриза, только в безвыходных ситуациях. Производители антифриза для японских машин крайне не рекомендуют так делать.
Можно ли смешивать разные виды антифриза
Смешивать две ОЖ рекомендуется только в чрезвычайных ситуациях, когда уровень жидкости в системе охлаждения находится ниже нормативного. В этом случае допускается также разбавлять состав водой.
Кстати, с химической точки зрения это более безопасно, так как в воде отсутствуют присадки. При этом рекомендуется как можно быстрее произвести замену смешанного антифриза на новый с полной промывкой системы.
Если же возникла необходимость в смешивании различных составов, то следует ориентироваться не на цвет антифриза, а на его химический состав. Входящие в рецептуру присадки разных жидкостей способны взаимодействовать друг с другом.
Только в случае подбора двух продуктов с одинаковым составом риск образования опасного для системы охлаждения силового агрегата осадка минимален.
Некоторые виды охлаждающей жидкости все же допускается смешивать. Для наглядности предлагается таблица.
Эти данные предоставляет концерн Volkswagen для охлаждающих жидкостей, имеющих от него допуск.
Важно! Антифризы, имеющие идентичный состав, могут быть окрашены в разные цвета. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что более безопасным для автомобиля будет не доливка нового антифриза, так как результат от взаимодействия компонентов двух жидкостей непредсказуем, а полная смена охлаждающей жидкости. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что более безопасным для автомобиля будет не доливка нового антифриза, так как результат от взаимодействия компонентов двух жидкостей непредсказуем, а полная смена охлаждающей жидкости
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что более безопасным для автомобиля будет не доливка нового антифриза, так как результат от взаимодействия компонентов двух жидкостей непредсказуем, а полная смена охлаждающей жидкости.
При этом после удаления старого антифриза систему охлаждения необходимо промыть дистиллированной водой и убедиться, что оттуда вытекает чистая (не окрашенная) вода. Только после этого можно проводить заливку нового антифриза.
Почему стоит выбрать антифриз марки «Теплый дом»
Незамерзающая жидкость для отопления «Теплый дом» может защитить отопление от разрушения, что обеспечивается теплофизическими характеристиками состава, даже если система столкнется с проблемой аварийной остановки. Трубы не разрушатся, ведь состав при более низких температурах превращается в желеобразное состояние.
Если же использовать теплоносители, в которых высоко содержание этиленгликоля, то это может стать причиной нагара на поверхности нагревательных элементов или в области горелки. Помимо прочего, вы можете столкнуться с проблемой образования смолянистых осадков, а также перегревания ТЭНов.
Для того чтобы получить водный раствор с нужной рабочей температурой, необходимо жидкость для батарей «Теплый дом» развести дистиллированной или взятой из водопроводной системы водой.
Тосол и антифриз – в чём отличия
В нашей стране понятия «тосол» и «антифриз» зачастую употребляются как синонимы. Говоря про тосол, многие владельцы автомобиля имеют в виду современную охлаждающую жидкость, а иногда – и наоборот. Но правильно ли такое применение терминов?
Практически да, но не совсем. Ведь тосол – это одна из разновидностей антифризов. Она была разработана в Советском союзе для автомобилей ВАЗ отделом химиков под названием Технология Органического Синтеза.
От названия организации состав и получил своё название. При этом к аббревиатуре также было добавлено окончание «ол», присущее спиртовым соединениям. Состав первых тосолов немного отличается от нынешней химии. Но при этом – это та же ОЖ, как и все остальные.
Название «Тосол» и сейчас часто встречается на канистрах с автохимией. При этом под ним часто может пониматься любой антифриз, а не с уникальной формулой, придуманной в СССР.
После 1990 года начали делать жидкости с другими составами, но под закрепившимся брендом «Тосол». Заявление о том, что тосол создан только для российских машин, старых моделей, а антифриз – для иномарок и современных российских авто, неправильное.
Сейчас в нашей стране эти понятия употребляются как синонимы простыми владельцами автомобилей и российскими производителями автомобильной химии. На продукте иностранных брендов вряд ли будет красоваться надпись «ТОСОЛ».
Когда теплоноситель не применяют
Иногда можно не использовать антифриз. Рекомендации:
- Когда основу тепловой сети дома составляет 2-х контурный котел, тосол не применяется. Вещество может попасть в контур водоснабжения здания.
- Антифриз запрещен в тепловых сетях открытого типа. Теплоноситель будет плавать, и домовладельцу нужно будет регулярно его заливать.
- запрещается заливать средство в систему, состоящую из оцинкованного трубопровода. Это вызывает изменение химического состава антифриза и потерю его работоспособности.
- По сравнению с водой у антифриза меньшая теплоемкость. Если он будет использоваться как теплоноситель, то при устройстве тепловой сети необходимо использовать мощные элементы радиатора.
- Незамерзающий состав вязкий, поэтому без сильного циркуляционного насоса не обойтись.
Если домовладелец решает на 100% добавить антифриз, лучше отдать предпочтение средствам на основе пропилена или глицерина. Первые стоят дорого, вторые имеют самую низкую теплопроводность и больше весят. Продукты на основе пропиленгликоля являются более инновационными, поэтому многие люди их покупают. Жидкости на этиленгликоле для дома запрещены, так как высок риск контакта с жильцами, а содержать сеть с токсичным веществом — большая проблема.
Какой антифриз лучше купить
В мощные современные двигатели лучше заливать усовершенствованные варианты антифризов – G12++ и G13. Они надежно служат на больших оборотах и при самых высоких и низких температурах. Средства с маркировкой G11, G12 и G12+ подойдут для старых отечественных машин, например, ВАЗ, и иномарок среднего класса. Если хочется не проводить замену раствора как можно дольше, то стоит остановиться на жидкостях G13, которые бывают, в основном, красного, желтого и фиолетового цвета. Тем, кто не желает самостоятельно готовить раствор, необходимо брать уже приспособленные к немедленному применению составы.
В зависимости от ситуации, можно выбрать следующий антифриз из рейтинга:
В целях разумной экономии владельцам отечественных и старых авто можно посоветовать к выбору Sintec Euro G11 зеленый.
При условии использования в экстремальных погодных условиях зимой самым лучшим вариантом будет Felix Prolonger -40.
Тем, кто заботится об экологии и не хочет повредить элементы двигателя, лучше обратить внимание на жидкость «Лукойл Red G12 красный».
Для эффективного снижения коррозии в дополнение к защите от перегрева двигателя хорошо подойдет средство «Febi G12+ концентрат фиолетовый».
Сэкономить на расходе помогут концентраты, которые требуется разводить дистиллированной водой. В этом случае отличным выбором станет Swag фиолетовый и VAG G13 1,5л
В качестве надежного теплоносителя для машин современного типа хорошим вариантом будет Motul Inugel G13 Ultra фиолетовый.. Выбор антифризов на рынке просто-таки огромен, но мы постарались отобрать только самые лучшие охлаждающие жидкости, о которых имеется наибольшее количество положительных отзывов
Их покупка должна обеспечить надежную эксплуатацию двигателя машины и увеличить срок его службы
Выбор антифризов на рынке просто-таки огромен, но мы постарались отобрать только самые лучшие охлаждающие жидкости, о которых имеется наибольшее количество положительных отзывов. Их покупка должна обеспечить надежную эксплуатацию двигателя машины и увеличить срок его службы.
Как разводить концентрат антифриз для автомобиля
Антифриз для системы охлаждения автомобиля выпускается производителями в виде концентрата или готового к применению продукта. В первом случае жидкость содержит все необходимые присадки, незамерзающий компонент и краситель.
Для приготовления антифриза необходимо лишь добавить дистиллированную воду (смешивание можно проводить в любой таре). Варианты пропорций воды и концентрата для получения готовой ОЖ представлены в таблице.
Таблица. Примерные пропорции компонентов для получения антифризов с различной температурой замерзания из концентрата.
Соотношение воды и концентрата, % | Температура замерзания готового антифриза, градусы |
50/50 | -35 |
40/60 | -55 |
60/40 | -25 |
Важно! Заливать неразбавленный концентрат в систему охлаждения категорически запрещено. Многие по привычке называют охлаждающую жидкость тосолом
Некоторые считают, что существуют два вида продукта: тосол и антифриз. Следует сразу расставить точки: тосол является разновидностью антифриза, разработанным отечественными специалистами еще во времена СССР. Его можно отнести к охлаждающим жидкостям первого поколения
Многие по привычке называют охлаждающую жидкость тосолом. Некоторые считают, что существуют два вида продукта: тосол и антифриз. Следует сразу расставить точки: тосол является разновидностью антифриза, разработанным отечественными специалистами еще во времена СССР. Его можно отнести к охлаждающим жидкостям первого поколения.
Интересно! Свое название торговая марка «Тосол» получила от аббревиатуры «ТОС», образованной от названия «Технология Органического Синтеза». Окончание «ол» обычно указывает на принадлежность жидкости к спиртам.
Изобретен продукт был еще в 1971 году, но не был запатентован. Поэтому многие производители сегодня выпускают свою продукцию под этой торговой маркой.