Как сделать отопление в гараже: варианты устройства

Чем отопить гараж?

Проще всего тем людям, чей гараж встроен в частный дом. Даже если в доме проектом не было предусмотрено водяное отопление, температура внутри вряд ли опустится ниже нуля, поскольку будет поступать тепло от смежных жилых помещений. Надо лишь установить какой-нибудь дополнительный обогреватель, используемый по мере надобности.

Другое дело – отдельное неутепленное здание, сложенное из кирпича, бетонных блоков или, хуже того, сделанное из толстого металла. Не каждый хозяин готов вкладывать средства в его утепление, да и во многих случаях это нецелесообразно. Ведь что нужно? Чтобы система быстро запускалась и прогревала помещение до удовлетворительной температуры и при этом не требовала больших расходов на топливо.

Исключение – когда гараж превращен в мастерскую, куда хозяин приходит ежедневно, как на работу. Тут нужны более комфортные условия. Удовлетворить разные требования могут следующие схемы отопления гаражей:

  • воздушный обогрев;
  • водяная система отопления.

Организовать воздушный обогрев будет проще и дешевле. Какой бы вид энергоносителя ни использовал такой обогреватель, он удовлетворит требования к быстроте запуска и прогрева пространства гаража. Этот вариант наиболее подходящий для тех, кто проводит в нем немного времени и навещает здание эпизодически. В то же время прогрев таким способом происходит неравномерно, да и выдержать особые условия хранения оборудования не удастся. После отключения нагревателя помещение быстро остынет.

Воздушные варианты отопления обычно осуществляются с помощью электрических тепловентиляторов и конвекторов, дровяных или масляных печей, а также масляных радиаторов.

правил правильного утепления гаража:

  1. Стены надо утеплять снаружи – но это реализуемо только при условии, что гараж находится на огороженной и охраняемой территории. Иначе проживет такая теплоизоляция очень и очень недолго.
  2. Можно утеплить и внутри. Хотя это и хуже, чем снаружи – но уж лучше, чем вообще никак.
  3. Минеральная вата – идеальный материал для утепления гаража. Просто потому, что она не горит. А огнеопасных материалов в гаража и так хватает. К тому же она недорога.
  4. Самый популярный и простой вариант – пенополистирол (он же пенопласт), толщиной около 10см. Листы наклеиваются на стены с помощью обычной монтажной пены. Швы между листами, при этом, желательно проклеить скотчем, чтобы влага поменьше попадала между листами к стене гаража.
  5. Еще лучше – весь слой внутренней теплоизоляции укрыть в 1-2 слоя полиэтиленом. Тоже для пароизоляции. Иначе между холодной стеной и теплоизоляцией будет конденсироваться влага, расти плесень, ржаветь металл и т.п.
  6. Потолок теплоизолируем обязательно! Лучше всего всё той же минеральной ватой. Подшиваем потолок рейками так, чтобы между ватой и самим потолком гаража оставалась воздушная прослойка. Пароизоляция также крайне приветствуется.  А если, например, потолок у вас в гараже высок – 3 метра и выше – а хранится у вас в гараже что-то не выше паркетника – очень советую подумать над тем, чтобы потолок опустить. А то весь нагретый с большим трудом воздух будет где-то там, высоко. А под машиной – фигушки.
  7. Что уж говорить о воротах! Если гараж может быть и кирпичным, то ворота уж точно стальные. Если они обычные распашные – утепляем их, как и стены, пенопластом и не забываем пароизоляцию.
  8. Проем ворот закрываем завесой из любой плотной ткани, брезента, на худой конец – плотного полиэтилена. Это неприлично дешево и также неприлично эффективно. Так что делать обязательно.

Монтажные работы

Для водяного отопления в гараже понадобится набор приборов и деталей, включающий в себя:

  • нагревательный котел;
  • металлические радиаторы с хорошей теплопроводностью;
  • соединительные трубы из металла или пластика;
  • фурнитуру для крепления;
  • слесарные инструменты.

Разработка проекта

Перед началом установки обогревательной системы нужно определить диаметр труб, которые будут соединять радиаторы. Стояки с крупным сечением увеличат приток горячей воды к батареям, повысив эффективность конструкции.

Стоит учесть, что разогрев больших объемов жидкости приведет к росту расходов на электричество. Оптимальная схема – это баланс между температурой помещения и стоимостью обогрева. На данные параметры также влияет количество радиаторов в утепляемом гараже.

Расширительный бачок

Конструкция отопительной системы гаража подразумевает использование расширительных бачков. Эти элементы изготавливаются из простых пластиковых емкостей или больших канистр с отверстиями для залива, вырезанными в верхней части.

Вода, циркулирующая в системе, постоянно испаряется и требует регулярного добавления жидкости, а образующийся при закипании пар нуждается в отводе. Установка бачка проводится в нижней точке отопительной системы и на полуметровом расстоянии от пола.

Котел

Перед монтажом котла своими руками понадобится подготовить металлическую трубу определенного диаметра с полуметровой или метровой длиной. Ее крайний конец наглухо заваривается металлическим листом.

Следующим этапом станет сборка фланцев для крепления трубчатых электронагревателей и их фиксация на котле с помощью болтов. Для подвода рабочей жидкости к установке привариваются два отрезка трубы с тем диаметром, который будет применяться в системе отопления.

Радиаторы

Обогревательные батареи крепятся к стенам гаражей при помощи специальных усиленных дюбелей. Расстояние от пола до радиатора должно составлять не меньше пятнадцати сантиметров. Для эффективного обогрева между стенами и нагревательными элементами нужно оставлять несколько сантиметров свободного пространства для циркуляции воздуха.

Отдельные элементы конструкции соединяются в систему с помощью металлических или пластиковых труб со специальными фитинговыми соединениями. Швы их стыков и развилок требуют особенного внимания при монтаже, чтобы в будущем в процессе эксплуатации не возникло протечек.

Установка

Соединение металлических труб проводится при помощи сварочного аппарата. Работа с полипропиленом потребует применения специального паяльника. Вне зависимости от материала труб, их нужно располагать на стенах под уклоном – это улучшит циркуляцию жидкости.

Система водяного отопления считается готовой после подключения радиаторов к стоякам и их соединения с котлом с помощью резинового шланга. Перед началом эксплуатации рекомендуется повторный осмотр магистрали, поиск дефектов и герметизация проблемных участков.

Твердотопливное отопление гаража

Экономичный обогрев гаража в зимнее время проще всего организовать с использованием твердотопливного оборудования. Дрова стоят довольно дешево, топить ими очень легко, просто и сравнительно безопасно. А для их горения можно соорудить печку любого типа

Если необходимо организовать самодельное отопление в гараже максимально дешево и быстро, лучше всего обратить свое внимание на печку типа буржуйка.
Печка-буржуйка представляет собой самый простой отопительный агрегат. Конструкционно она состоит из двух частей – это камера сгорания и дымоход

Спереди располагаются дверца зольника и загрузочная дверца. Из задней части отводится дымоход. Создать буржуйку для организации отопления в гараже можно из самых разных материалов:

Простая печь-буржуйка обычно является самым часто используемым агрегатом для отопления гаража, ввиду ее неприхотливости и дешевизны топлива.

  • Из старого газового баллона;
  • Из стального бидона;
  • Из старой бочки;
  • Из листового железа.

Вариантов чертежей – десятки и даже сотни, поэтому со сборкой проблем не возникнет.

Для организации отопления больших гаражей следует задействовать следующую схему – это буржуйка и батареи. В этом случае в печку встраивается небольшой жаротрубный теплообменник, от которого отходят трубы к самодельным или покупным батареям.

Самый экономный способ организовать автономное отопление в гараже заключается в использовании твердотопливной печи Булерьян. Данная печь является конвекционной, она характеризуется очень высокой производительностью и может использоваться для обогрева любых технических помещений. Булерьян можно приобрести готовый или собрать его самостоятельно. Создавая гаражное отопление своими руками, помните, что Булерьяны являются пиролизными – это обеспечивает максимальную теплоотдачу и длительное горение.

Сделать отопление в гараже своими руками несложно – достаточно иметь в своем распоряжение подходящее оборудование или инструменты для его изготовления. Например, мы можем собрать в гараже печку каминного типа. Найдя чертежи, ничто не помешает изготовить самодельный Булерьян или смонтировать печь-камин с водяным контуром – такой вариант пригодится при создании отопления в помещениях большой площади.

Если вам хочется отапливать гараж максимально экономно, воспользуйтесь готовым заводским оборудованием – здесь вас будут ждать твердотопливные котлы, в том числе и пиролизного типа. В дополнение к ним останется проложить трубы и смонтировать батареи, например, отопительные регистры из труб большого диаметра. Заводское оборудование для систем отопления отличается более высоким КПД, что повлияет на экономичность.

Построить систему отопления в гараже лучше всего летом или весной, когда на улице царит теплая погода.

Подготовка гаража

Перед установкой любой системы отопления, прежде всего, нужно позаботиться об утеплении гаража, иначе всё тепло очень быстро улетучится сквозь щели и стены:

  • Если гараж расположен не вплотную к соседним строениям и есть пространство для работы, то можно утеплить его снаружи – с помощью пенопластовых плит или массивов из минеральной ваты. В последнее время набирает популярность технология использования вспененного полиэтилена – когда стены и крышу опрыскивают из специальной установки особой смесью. Полиэтиленовая смесь надёжно прилипает к любым поверхностям, вскипает на открытом воздухе, увеличиваясь в несколько раз, и застывает в плотную пористую массу, устойчивую к любым атмосферным и погодным воздействиям.
  • Если же гараж стоит в ряду себе подобных (гаражный кооператив, например) то остаётся только организовать внутреннее утепление, перед тем, как делать самодельное отопление в гараже. Можно опять воспользоваться утеплением пенопластом и минеральной ватой, хотя такой вариант «съедает» сравнительно много внутреннего полезного пространства. На выручку приходят современные материалы – вспененный фольгированный полиэтилен. Его пористая структура отлично «держит» тепло, фольгированный слой работает, как отражатель (до 97% теплового излучения), устойчивость к влаге гарантирует долговечность утепления. Вспененный полиэтилен легко монтировать – он надёжно приклеивается на клей семейства «88» (типа «Момент»), двусторонний скотч, монтажную пену и герметик. Есть и разновидность фольгированного полиэтилена подороже, но удобнее для монтажа – с клеевым слоем. Оклеить гараж таким материалом можно вообще за несколько минут – достаточно раскроить рулон под нужные размеры и аккуратно прижать листы к стенам и потолку, предварительно сняв защитный слой. Вспененный полиэтилен толщиной 1 см равноценен по теплоизоляции кирпичной стене в 14 см и деревянной – в 7 см. В несколько раз дороже полиэтиленового утепления вариант из фольгированной базальтовой ваты – такая теплоизоляция ещё и устойчива к высоким температурам.

Правила безопасности при устройстве отопления в гараже

  • весь комплекс электропроводки должен иметь общий контур заземления;
  • приборы и оборудование, вырабатывающие тепло на принципе сжигания различного топлива, удаляются на безопасное расстояние от автомобиля, легко воспламеняющихся материалов;
  • не оставлять без надзора включенные электрообогреватели на длительное время;
  • газовая топочная должна быть изолированная от гаража, с естественным освещением, самостоятельным входом;
  • дымоотводящие каналы и трубы должны иметь достаточное сечение, расположенное выше конька крыши не менее чем на 1 м, хорошо утепленное с наружной стороны;
  • пол под приборами отопления выполняется из негорючих материалов.

Что нужно учитывать при выборе системы отопления гаража

Итак, если решение по отоплению гаража принято, то не стоит бросаться в магазин, чтобы купить тот или иной тип отопительного оборудования. От него не будет никакого смысла, если не учесть некоторые моменты, касающиеся самого помещения.

В первую очередь надо заняться утеплением постройки. Если это металлическое сооружение, то его придётся обложить кирпичом снаружи или проложить утеплителем изнутри, обшив сверху фанерой или плитами ОСП. Первый вариант лучше. При этом утеплять надо не только стены, но и крышу, и по возможности полы. Хотя с последними в эксплуатируемом гараже возникнут проблемы. Второе – надо устранить все возможные неплотности, особенно это касается ворот и окон. Потому что через них не только будет внутрь проходить холодный воздух, но и улетучиваться тёплый.

Второе, на что надо обратить внимание, начиная думать об отоплении, − это вентиляция. Многие скажут, что через неё тепло будет уходить на улицу, и будут правы

Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно

К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо

Но не забывайте, что внутри гаража хранятся различные смазочные материалы, иногда топливо, которые выделяют в помещение опасные для человека пары, а от них надо избавляться обязательно. К тому же если будет установлен котёл для гаража, работающий на твёрдом топливе или отработке, то какой бы он качественный ни был, как бы хорошо ни работал дымоход, угарные газы в небольшом количестве всё равно будут проникать в помещение, где начнут скапливаться. А это уже плохо.

Комментарий

Сергей Харитонов

Ведущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха ООО «ГК «Спецстрой»

Задать вопрос

«Добавлю, что в функции вентиляции будет входить понижение влажности. Автомобиль зимой или в дождливую погоду с собой будет заносить воду и снег, которые создадут внутри гаража повышенную влажность. От неё авто начнёт быстрее ржаветь. Так что со всех сторон вентиляция – необходимая инженерная сеть.»

Требования пожарной безопасности

Сам по себе автомобиль уже является объектом повышенной пожарной опасности. Поэтому когда ставится вопрос, как отопить гараж, необходимо придерживаться строго правил пожарной безопасности. А именно:

  • Нельзя хранить в гараже топлива больше 20 литров, а масла − 5. Их хранение должно быть организовано в специальной таре с хорошо закрываемой крышкой. Сами канистры должны храниться в металлическом шкафу.
  • Нельзя захламлять помещение старыми вещами, потому что именно они являются источниками поддержания огня.
  • Нельзя заправлять машину внутри гаража, это делается только на улице.
  • То же самое касается замены масла.
  • Запрещено превращать постройку в моечную для чистки в бензине деталей и узлов автомобиля.
  • Использованную ветошь надо сразу выбрасывать.
  • Одежду хранят в шкафу или другом помещении.
  • Никаких в гараже огневых работ.
  • Нельзя разжигать в нём факелы, костры, паяльные лампы или газовые горелки.
  • Курить тоже здесь строго запрещается.
  • Использовать для отопления самодельные электроприборы нельзя.
  • В гараже обязательно должен быть огнетушитель, его надо располагать на внутренней плоскости створок ворот. Рядом с постройкой нужно организовать ящик с песком, бочку с водой и несколько инструментов: лопаты, вёдра и топор.

Как видите, вопрос, как отопить гараж зимой своими руками, − это не только задача выбора технологии отопления и нагревательного прибора. Это целый комплекс требований от пожарников. Хотя именно эти правила касаются безопасного в гараже нахождения. Так что не стоит спорить с представителями пожарной безопасности, если они требуют от вас строго придерживаться этих норм.

Какие способы отопления существуют

Наличие нескольких вариантов отопления дает возможность подобрать способ с учетом конкретной ситуации. При выборе необходимо учесть следующие критерии:

  • автономность функционирования обогрева;
  • среднюю продолжительность пребывания в гараже в зимний период;
  • стоимость энергоносителей;
  • удобство повседневного использования.

Чтобы выбрать подходящий, следует рассмотреть все варианты и разобраться в нюансах работы каждого из них. Комплексный подход к выбору позволяет сделать отопление, соответствующее индивидуальным условиям.

Отопление электричеством

Наиболее экономичным вариантом обогрева помещения является использование электрического оборудования. К главным преимуществам варианта относятся простота установки, большое количество выбора обогревающих приборов с разной мощностью, доступность электроэнергии, мгновенная теплоотдача.

Существует несколько вариаций отопления электричеством. К числу самых распространенных относятся следующие:

  1. Тепловые пушки, в которых воздушный поток после согрева распространяется внутри постройки при помощи встроенного вентилятора.
  2. Конвектор, корпус которого согревается и распространяет тепло вокруг. Прибор хуже согревает пространство, в сравнении с пушками, но дольше сохраняет высокую температуру в помещении.
  3. Инфракрасное оборудование, прогревающее поверхности стен и прочих предметов, которые отражают тепло. Инфракрасные лучи безопасны для корпуса автомобиля.
  4. Сплит-системы и котлы, экономящие электричество, но отличающиеся более сложным монтажом.

Водяное отопление

Если гараж находится поблизости к дому, то наиболее подходящим в плане экономии вариантом является отопление с привязкой к центральной системе обогрева. При этом не потребуется монтировать котел, и достаточно только протянуть трубопровод. Использование водяного отопления будет оправдано только в гаражах с большой площадью. При эксплуатации водяного обогрева необходимо придерживаться следующих правил:

  • чтобы сократить потери тела и обеспечить экономичность энергоносителя следует обшить ограждающие конструкции утеплительным материалом;
  • в качестве теплоносителя лучше задействовать устойчивую к замерзанию жидкость, что избавит от потребности сливать воду на период продолжительного отсутствия владельца гаража;
  • для предотвращения повреждений следует установить вертикальные радиаторы промышленного назначения в антивандальном исполнении.

Водяные отопительные конструкции способны функционировать на тосоле и других специализированных жидкостях. Подходящий вариант определяется в зависимости от технических характеристик конкретного оборудования.

Газ

Независимо от используемого типа оборудования, газовое отопление отличается от остальных вариантов высокой степенью автоматизации и постоянным присутствием энергоносителя. К минусам относится наличие риска взрыва либо возгорания при неправильном подключении оборудования или выходе его из строя.

Одним из распространенных вариантов для гаражных построек является автоматизированный конденсационный агрегат паро-капельного типа. Оборудование может функционировать при низком давлении газа. Жидкость в котле от нагрева трансформируется в пар, после чего снова превращается в жидкую форму, что позволяет выделять тепло и отапливать помещение.

Твердое топливо

При наличии твердого топлива появляется возможность самостоятельно соорудить отопительную конструкцию. Использование угля и дров для обогрева постройки превосходят остальные варианты по экономии и практически сопоставимы с газовым отопителем гаража. В качестве топлива можно также задействовать производственные и горючие отходы, растительные остатки. Вариант использования твердого топлива не зависит от наличия линии электропередач.

Прибор, с помощью которого можно будет обогревать гараж, можно смонтировать из арматуры либо листового материала. Также подойдут кирпичные конструкции и устройства длительного горения. Для согрева требуется постоянно поддерживать горение твердого топлива. Одним из недостатков данного способа является низкий уровень экологичности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий