Изразцы: технология производства, достоинства и применение в современном интерьере

Изразцы собственного изготовления

Камин, облицовка которого будет выполнена своими руками – это достаточно сложный и кропотливый процесс, который состоит из определённых этапов и последовательности следующих действий:

  1. Глина разделяется на мелкие кусочки и просушивается под солнцем, после чего путём протирания через сито она преобразуется в порошкообразную консистенцию, а весь мусор полностью устраняется. Далее из порошка формируется вторая глина, для этого она разводится с водой и снова очищается от мусора, подвергается просыханию на солнце. На втором этапе глина постоянно замешивается руками и после того как она преобразуется в массу подобную густому тесту, необходимо действовать дальше;
  2. Теперь приступаем к созданию заготовки, для этого формируем из глины необходимый узор и форму, используя нож и стеки, наносим на поверхность изделия задуманные рисунки и узоры. Теперь размещаем заготовленный элемент в опалубке и производим её залитие гипсовым раствором, после того как с этого момента прошло 10-20 минут, вынимаем и отделяем её от гипса;
  3. В гипсовую сформированную форму закладывают раствор, после чего в нём просверливают отверстия, которые позволят произвести фиксацию каждого элемента на поверхности каминного портала;
  4. Глиняный изразец необходимо достать из формы ещё до полного высыхания и выполнить её полировку с помощью камешка, после чего её необходимо полностью застыть, на это может понадобиться ещё 1-3 дня. Теперь приступаем к обжигу, для этого закладывает изразцы в специальную печь на 2-4 часа, с температурой в 800-900 градусов без перепадов. Теперь необходимо оставить плитку в печке, которая остывает на одни сутки для достижения лучшего результата.

Важно отметить что изразцы, несмотря на сложность своего изготовления своими руками высокую стоимость на готовые вариации, являются универсальными и подходят даже для выполнения отделки круглых и многогранных печей-каминов. В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

В данном видео подробно рассказывается о том, как выполнить облицовку твердотопливной кирпичной печи камина своими руками в доме изразцами или плиткой:

Технология производства изразцовой плитки

Заключение

Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.

Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.

Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.

Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.

Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.

Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г.

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.

Виды изразцов и стили интерьера

Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы. Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий. Тем не менее, разрабатываются размерные сетки, дающие возможность выполнять наборы изразцов для габаритных отопительных агрегатов, с минимальной потребностью в нестандартных изделиях. Эти разработки обусловлены отчасти необходимостью в «удержании» очень высоких цен и привлечении потребителей.

Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.

Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.

Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами. Диапазон огромен: викторианские стили и прованс, ампир и неоренессанс, с одной стороны, и ар деко, хай тек, минимализм и эко-стили – на другом полюсе. И все это возможно и органично сочетается с изразцовым отопительным агрегатом.

Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны. Высокие рельефы – около 10 мм от оснований плиток – еще больше расширяют возможности декора, особенно в сочетании с новыми приемами и техниками художественной росписи.

Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.

Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.

Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:

  • Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
  • Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
  • Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.

Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.

7 этап – Нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)

Как почти вся керамика, изразцы могут быть расписаны с использованием таких методов:

Холодная роспись

Роспись изразцовРисунок создается обычными масляными красками. Перед покрытием изразец нужно покрыть натуральной олифой, подсушить в течение 1-2 суток, а затем расписывают.

После высыхания красок для получения более красивой поверхности и придания краске стойкости, изразец можно покрыть масляным лаком. Метод хорош тем, что не требует дополнительных обжигов.

Для тех, кто делает изразцы для печи своими руками – это наименее трудозатратный вариант. При этом, на разные изразцы можно нанести разные части рисунка. При раскладке изразцов получится большой рисунок на всю поверхность печи.

Роспись цветными ангобами (ангобирование)

Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины (глинистой суспензии), которым покрывают керамические и гончарные изделия перед обжигом, чтобы получить гладкую поверхность или для придания нужной окраски.

Ангоб для росписи изразцов можно получить двумя способами. Во-первых, подобрать разные по оттенку виды глины. Во-вторых, заколеровать белую глину, красящими пигментами. Данная техника нанесения рисунка делится на два подвида:

нанесение глины, доведенной до консистенции густой сметаны;

окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После того, как белый фон просохнет (но не высохнет полностью) на него цветными ангобами наносится рисунок.

Ангобирование изразцов – видео

Примечание. Если дальнейшее глазурование изразца не планируется, мастера рекомендуют добавить в ангоб 10-20% флюса. Флюс – это силикатное стекло, сообщающее краскам блеск. Изготавливается стеклянный порошок самостоятельно путем толчения стекла в емкости. Чтобы упредить распыление частиц работы выполняются в очках, перчатках, а емкость с пестиком помещается в прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Крупные частицы удаляют путем просеивания порошка через сито. Хорошо для этих целей подходит капроновый чулок, натянутый на основу, например, на пяльцы для вышивания.

Рисунок придаст гладкому или рельефному изразцу неповторимую красоту. В качестве тематики при выборе рисунка можно использовать мотивы, которые передают голландские, испанские или русские изразцы.

Чтобы закрепить нанесенный рисунок изразец нужно подвергнуть повторному обжигу.

Дизайн

Чтобы расписать печные изразцы, используются следующие технологии:

  • Работы выполняются с использованием обыкновенных масляных красок и называются холодной росписью. Перед этим элементы обрабатывают олифой, им дают высохнуть. Обычно на это нужно сутки или двое. После чего расписывают, снова дают просохнуть и покрывают масляным лаком. Подобный способ декорирования не предполагает обжиг изразцов в печи.
  • Роспись ангобами выполняется при использовании разных видов глины.

Выделяется два варианта подобной обработки:

Использование разведенной глины, густота которой напоминает по консистенции пищевую сметану. Сырье во время работы образует различные оттенки – от белого до темно-серого, могут также получаться красные или коричневые варианты цвета. От термической обработки тон росписи несколько изменяется.

По типу лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие и рельефные элементы.

По виду поверхности выделяют глянцевые (глазурованные) изразцы или матовые и терракотовые (не глазурованные). Глазурь десятилетиями сохраняет свой первоначальный внешний вид и не нуждается в специфическом уходе. Также существуют фаянсовые типы изразцов.

По виду рисунка плитка бывает с орнаментом и без него.

Стиль росписи изразцовой плитки бывает:

  • Голландский – выполняется в синей цветовой палитре на белоснежном фоне. В основном, это морская тематика, мельницы и пейзажи.
  • Испанское направление характеризуется этническими мотивами, в которых отражаются образы Востока.
  • Немецкое направление, отличительной особенностью которого является правильность линий рисунка, а также простота и лаконичность. Такая продукция выполняется в стандартном размере и не требует дополнительной обработки перед отделкой поверхности.
  • Русский стиль отличается яркими красками и многообразием узоров. Как пример можно привести роспись хохлому. Данное направление можно разделить на виды по принципу зарождения в каком-то конкретном регионе, что отражается на форме рельефа, вариантах нанесения и видах изображенного рисунка.

Хохломская роспись зародилась в Нижегородской губернии, в деревне Хохлома. В Гжельской волости появились первые фарфоровые заводы, отсюда и одноименное название синих узоров на белом фоне. Подобные варианты декорирования изразцов широко применяются и сегодня.

Изразцовые элементы из города Дельф декорируются кобальтовой росписью. Фламандское направление предполагает роспись синими и белыми цветами, а также орнаменты шоколадных оттенков.

Изразцовый дизайн имеет массу вариаций не только по стилю, но и по подаче декора:

  • сложные рельефные картинки;
  • сюжетные композиции, освещающие определенные исторические моменты, повествующие о былинах или сказках разных народов;
  • узоры, относящиеся к определенной местности;
  • растительные композиции.

Исходя из размерной сетки, также можно составить определенную классификацию изразцов. Однако в этом случае необходимо учитывать, что у каждого изготовителя габариты элементов могут различаться. Объясняется такая особенность спецификой изготовления продукции.

Большинство образцов имеют следующие размеры: толщина элемента – от 40 до 50 мм при размере квадратного изразца – 200х200, 220х220 (в случае квадратного исполнения) либо 205х130 мм, когда изделие производится в виде прямоугольника. Такие габариты регламентируются соответствующими ГОСТами.

Исходя из типа румпы изразцы можно разделить на:

  • обычные изделия, где румпа имеет наклонный срез;
  • плитку с бортиком, благодаря чему крепеж элемента производить гораздо удобнее; эта особенность обеспечивается наличием крепежных отверстий;
  • существуют румпы со сложной конструкцией борта и несколькими камерами.

Отечественные и зарубежные производители изразцов для печей предлагают покупателям к ознакомлению свои каталоги с продукцией. Они содержат уже цельные композиции либо эскизы, из которых можно сложить желаемую картинку. Однако заказчик имеет возможность сделать заказ комплекта элементов, включающих в себя собственный вариант декорирования поверхности печи или камина.

Правила укладки

Печь – фокусная точка в интерьере. Она должна всегда выглядеть красиво и симметрично. Облицовочные работы проходят по предварительному плану. В первую очередь надо определиться с типом монтажа и материалом, подсчитать необходимое количество плитки. С укладкой некоторых видов пластин можно справиться самостоятельно. Для сложных работ с предварительной подготовкой основания потребуется помощь опытного мастера. Монтаж плиточных материалов производится по определенным правилам.

Какой раствор выбрать для укладки

Плиточный раствор можно приобрести в порошковом или желеобразном виде. Ассортимент клеящих смесей для облицовки печей очень разнообразен, что позволяет подобрать подходящий вариант к конкретному типу пластин. По составу и назначению они различаются следующим образом:

  • Песчано-цементный раствор. Используют для укладки керамической, гипсовой плитки. В состав входит портландцемент, вода, песок;
  • Глиняный раствор. Подходит для кафеля, изразца, майолики. Состав – глина, вода, заполнители. Под воздействием высокой температуры материал обретает прочность;
  • Смесь глины, песка, цемента. Имеет сложный состав, который дополняет жидкое стекло и молотый мел. На него садят тяжелую плитку (мраморную, шамотную, керамогранит);
  • Мастика. Термостойкие составы делают из глины, цемента, латекса, битума с добавлением скипидара, растворителя. Пропорции зависят от типа материала и способа его укладки.

Как подготовить основание

Укладывать плитку для печей можно только на ровную поверхность. Если это старый камин, необходимо убрать все слои, оставить голую кирпичную поверхность. Из промежуточных швов надо выбить остатки раствора, углубившись не менее чем на 1 см. Проводить работы можно ручным способом с помощью металлической щетки или использовать болгарку и специальную насадку.

Теперь основание печи надо очистить от пыли и обработать грунтом. Смесь наносят в несколько слоев, пока она не перестанет впитываться. На поверхности закрепляют армирующую сетку с помощью дюбелей и еще раз грунтуют. Сетку примазывают штукатурным раствором. После его полного высыхания можно наносить выравнивающий состав, устанавливать маячки.

Обработка швов

К затирке плиточных швов приступают спустя несколько дней после укладки. Используют специальные термостойкие смеси подходящего тона. Работы проводят с помощью резинового шпателя или специального пистолета. В зависимости от конечного результата, стиля камина выбирают затирку с нужной структурой, которая сделает швы шероховатыми или полностью гладкими.

Смеси для обработки швов имеют различный состав. Главная их задача – общее укрепление массива отделки, предохранение от вредных воздействий, придание эстетичного вида камину или печи. Выпускают цементные и эпоксидные затирки. Некоторые смеси наносят нестандартным способом, распределяя по всей поверхности плитки. После полного высыхания лишнюю часть удаляют с поверхности с помощью губки.

4 этап – Изготовление изразцов в домашних условиях

Технология кратко показана на рисунке.

Изготовление изразцов в домашних условиях

Для обучения предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать изразцы своими руками:

Подготовить форму. Поскольку форма заполняется не единожды, в ней могут оставаться частицы глины и просто накапливаться пыль от простоя. Перед тем как приступить з заполнению ее глиной, форму нужно очистить – промыть и высушить. Мельчайший посторонний предмет в форме неизбежно отразится на лицевой поверхности изразца.

Набивка формы глинойФорма плотно набивается глиной. Заполняя форму, следует знать, что глина помещается в нее небольшими частями. А укладка начинается от центра формы.

Сначала глина тонким слоем распределяется по всей площади формы. При этом ее нужно плотно утрамбовать пальцами. Таким образом заполняются пустоты, которые создают рисунок лицевой части.

Новичкам проще изготавливать печные изразцы с гладкой поверхностью, а затем наносить на плитку рисунок или просто цвет (фон). Даже оставленный без декора гладкий изразец будет отлично смотреться на готовой печи или камине.

Набивка формы глиной – видео

Выравнивание тыльной стороны изразца даст возможность убрать лишнюю глину и подготовить площадку для формирования румпы (выступ коробочной формы на обратной стороне изразцовой плитки). Румпа изготавливается отдельно и укладывается на поверхность изразца. Чтобы сделать ее достаточно скатать четыре или два бруска одинакового сечения. Затем немного придавить брусок, придавая ему нужную форму, и установить на тыльную (заднюю) сторону изразца.

Формирование (лепка) румпы изразца

Прижатие румпы к основаниюБортик необходимо надежно придавить к основанию. Чтобы сделать его ровнее используют стек.

Выравнивание румпы изразца

Как сделать румпу изразца – видео

Выравнивание румпы изразца (прессование)Выровнять плоскость можно срезав лишее стеком (ножом) и придавив румпу фанерой.

Изготовление румпы изразца путем соединения двух форм Изготовление отверстий для крепления изразца

Ввиду пластичности глины, просверленные отверстия могут смяться после того, как изразец вынут из формы и перевернут на лицевую сторону для сушки. Поэтому следует установить жесткий каркас (толстую проволоку или палочки) для них и закрепить его глиной.

Формирование отверстий для крепления изразца

После этого изразец можно вынуть из формы и отправить на просушку.

Вынимание изразца из формы

Проделывание крепежных отверстий и вынимание из формы – видео

Старинные изразцы всегда несут на себе отпечаток автора в виде печати или подписи на изделии.

Нанесение штампа, подписи на изразец

Штамп, печать на изразцеКстати, если штамп автора находится с изнаночной части изразца, его сделали вручную. Если с лицевой, то чаще всего такая изразцовая плитка изготовлена методом использования формы для лицевой части и для румпы.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Далее изделие вынимается из формы, когда глина уже подсохла, но еще сохраняет пластичность. Мастера называют такое состояние кожетвердым. Поскольку глина дает некоторую усадку при высыхании и при извлечении изделия проблем не возникнет.

Дополнительная обработка изразца – видео

Лощение изразцаЛицевую поверхность подвергают лощению. Так называется полировка изразца твердым гладким предметом. На практике для этого используют ложку, стеклянный пузырек, гальку. Гладкой поверхности такая обработка придаст блеск. Для рельефных поверхностей эту процедуру можно провести для тех участков, на которых нет выступающих, выпуклых элементов узора. После такой обработки изразец высушивают.

Примечание. Чтобы работа не остановилась на 1-2 недели из-за разбитого изразца лучше заранее подготовить ремонтный комплект. В запасе должны быть все детали будущей облицовки камина или печи как минимум по одной штуке. Да и в процессе эксплуатации печи этот страховой запас может выручить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий