Как промыть чугунные батареи – правильная промывка радиаторов отопления в домашних условиях

Промыть чугунные батареи отопления – не проблема

Промыть чугунный радиатор отопления, так как у него большой вес, что само по себе неудобно. К тому же, из-за особенностей конструкции, он сильно заиливается.

Чтобы снять чугунную батарею придется попотеть – как правило, соединительные муфты и краны приржавевшие, поэтому открутить из будет сложно. Начните с того, что слейте остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части, подставьте таз или другую емкость под нижнюю и начните ее легко отворачивать.

Важно!!!На чугунных радиаторах заглушки могут быть как с левой, так и с правой резьбой. Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом» чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом

Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40

После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40

Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом» чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40.

Когда остатки воды слиты, необходимо отсоединить чугунный радиатор от общей магистрали. Обычно он крепится на специальных муфтах (см. фото). Как и в случае с заглушками, муфты тоже могут быть приржавевшими. Вместо муфт могут быть установлены вентили, краны или фитинги. В таком случае нужно будет откручивать их.

Такими муфтами обычно соединяют трубы в системах отопления с чугунными радиаторами.

Промывку чугунной батареи лучше всего производить в ванне, которую нужно полностью обложить ветошью или тряпками, чтобы не повредить эмалированное покрытие или акрил.

В первую очередь прочистите нижнюю и верхнюю часть с помощью тряпок. Возможно, потребуется что-то вроде металлического прута, чтобы снять остатки затвердевшей грязи, в особенности в нижней части.

После того как это сделано, необходимо закрутить заглушки в нижней части чугунного радиатора и залить в него жидкость или раствор для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько этого требуют правила применения, после чего слейте, открутив нижнюю заглушку.

Снова закрутите заглушку в нижней части и залейте все секции горячей водой. Дайте ей отстояться 3-5 мину и слейте. Повторяйте процедуру, пока вода на выходе не будет настолько же чистой, как на входе.

Уровень загрязнения чугунных радиаторов выше, чем биметаллических и алюминиевых. Поэтому повторите процедуру промывки очищающей жидкостью заново. Возможно, придется сделать это 3-4 раза.

Промывка батарей

Батареи удобнее всего промывать в больших ёмкостях. Учитывая малый вес изделий, оптимальным вариантом станет обработка оборудования в ванне. Первая очистка осуществляется без применения химии. Радиатор заливают водой и при помощи встряски механически убирают грязь из него.

Отработанное содержимое прибора следует вылить, а на его место залить специальные реагенты. Раствор находится внутри батареи около часа, по истечении которого по оборудованию стучат деревянным молоточком либо встряхивают для того, чтобы отпали остатки ржавчины и загрязнений. В конце устройства выполаскивают в проточной воде.

Процесс промывки

Когда пришло время отмыть ваши отопительные приборы от грязи и пыли, как внешней, так и внутренней, то надо иметь под рукой:

  1. Слесарные инструменты для снятия и затем постановки на место батарей.
  2. Сварочный аппарат – для закрепления батареи на нужном месте.
  3. Специальный раствор (для размягчения накипи) – жидкость, приготовленная самими или купленная в готовом виде.
  4. Аппарат для прочистки – пистолет с насадкой.
  1. Выпустить воду из батарей (из котла, если это частный дом, не надо выпускать воду).
  2. Снимая радиатор. держите на изготовке нужные слесарные инструменты.
  3. Залить раствор – жидкость, размягчающую накипь.
  4. Включить пистолет с насадкой, которую ввести в отверстие радиатора. Отмыть струей жидкости внутреннюю часть. Напор и состав раствора позволят удалить со всех стен отложения как технологические и химические, так и жир, накипь, ржавчину, сгустки скопившейся пыли.
  5. Поставить и закрепить батарею на прежнем месте.
  6. Подключить водоснабжение в системе отопления.

Частота промывки радиаторов напрямую зависит от материала, из которого они сделаны.

Самый долгосрочный в этом плане – биметаллический радиатор, внутренняя поверхность которого гладкая и мало подверженная коррозии и отложениям. Шероховатые чугунные более подвержены скоплению осадков, но не поддаются коррозии и мало поддаются ржавчине. Алюминиевые чаще приходится чистить, они более восприимчивы к внутренним отложениям.

Особенности промывания чугунных батарей

Долговечные и бесспорно качественные чугунные батареи также требуют промывки. Ее лучше производить в ванной, предварительно застелив ее простыней или полиэтиленом. После снятия чугунной батареи с Г-образного крепления, ставим ее в ванну, заполняем горячей водой и выливаем через 5 минут эту воду из радиатора. Потом заполняем химическим раствором (его можно приобрести в магазине уже в готовом виде или приготовить самим – из 70%-го уксуса, также в жидкость добавляют соду, молочную сыворотку и т.д.), закрываем заглушки и оставляем батарею с внутренним раствором где-то на час. После чего вымываем струями приготовленной жидкости, а потом струями воды все содержимое. Вы увидите, насколько была загрязнена ваша батарея и поймете, почему вдруг она перестала нагреваться – цвет жидкости из радиатора будет темно-коричневым. Но заливать чистую воду надо столько раз, пока из батареи не выльется сравнительно чистая жидкость.

Тогда ваша система отопления бесперебойно будет служить вам долгие годы.

Решетка радиатора отопления Подключение радиатора к однотрубной системе отопления Размеры радиатора отопления Как рассчитать количество секций для радиатора отопления

Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления

Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.

Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.

Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:

  • Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
  • Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
  • Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.

За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.

Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.

Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.

Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками

Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:

  • металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
  • для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
  • для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
  • растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
  • один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
  • бинт или полоски ткани;
  • гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
  • ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.

Несколько простых методик

На наших батареях в процессе эксплуатации скапливается большое количество пыли. Время от времени необходимо проводить с ними уборочные работы, мыть их, пылесосить, чтобы поддерживать чистоту на каждом участке дома.

Какой способ очистки батарей от грязи вы будете использовать зависит от нескольких факторов: вида радиатора отопления, напольного покрытия, отделки стен вокруг него. Как помыть батарею в своем доме каждый решает для себя сам, выбирая из нижеперечисленных способов, либо комбинируя их.

Методики очистки отопительных приборов от грязи:

  • Интересный способ придумали отечественные домохозяйки, который позволяет избавиться от большого количества пыли сразу. Необходимо за батареей отопления разместит мокрую тряпку, а затем при помощи фена выдуть на нее пыль. На мокрой ткани вся пыль осядет, а радиатор станет чистым.
  • Третий метод предполагает более глобальное мытье отопительного прибора, для проведения процедур в этом случае понадобиться противень из духовки, ведро с тряпками и чайник с горячей водой, кипятком. Противень будет служить емкостью для сбора кипятка, которым мы активно будем поливать батарею. При этом можно дополнительно протирать ее тряпкой для пущей уверенности в своей работе. Воду с противня сливаем в ведро и выливаем в унитаз. При этом не стоит забывать, что вы работаете с кипятком, берегите руки и открытые участки кожи.
  • Если батарея сильно загрязнена, например гармошка, расположенная на кухне, то водой скорее всего будет не обойтись. Но бытовая химия в специальных спреях поможет вам выполнить работу на отлично. Опрыскайте как следует ваш радиатор моющим составом и оставьте на некоторое время отмокать. Необходимо положить под батарею ветошь, чтобы она впитала в себя чистящий состав, и он не оказался на полу. Спустя некоторое время, с помощью тряпки или губки, намойте отопительный элемент. Бытовые средства настолько сильны, что отмоют грязь, жир, налет пыли.
  • Чтобы удалить загрязнения внутри гармошки батареи, можно дополнительно использовать ершики для мытья посуды. Отлично подойдут и специальные кисти для покраски батарей с загнутым ворсом и длинной ручкой. Этими приспособлениями легко будет почистить самые отдаленные и недоступные места батареи. Некоторые домохозяйки просто одевают обычные тряпичные перчатки и моют свою батарею руками. Необычный способ, но весьма эффективный при работе со старыми приборами отопления, в которых множество небольших ячеек.
  • Для очистки батарей хорошо применять современную технику, например, парогенератор. Этот прибор может отмыть от грязи любые предметы, и дополнительно их продезинфицировать. Перед использованием парогенератора, разместите под батареей отопления тряпки, чтобы они предохранили пол от влаги. Если стены и пол стоит защитить сильнее, чтобы не повредить дорогие обои и качественное напольное покрытие, можно использовать клеенку или специальную строительную пленку. Ну а уже непосредственно на саму клеенку положить сухие тряпки.

Конечно, при должных усилиях вы легко отмоете батарею от грязи, но если не запускать этот процесс и периодически мыть приборы отопления, то сделать это будет еще проще.

Способы промывания радиаторов отопления

Технология очистки радиаторов отопления зависит от материалов, из которых изготовлены батареи. В частности, изделия из алюминия нельзя чистить как медные, латунные или чугунные модели. Алюминий чувствителен к каустической соде из-за отсутствия припоя в конструкции, а вот медно-латунные и чугунные приборы можно промывать с применением этого состава, как и любыми другими способами.

Разборка приборов отопления

Продумывая, как промыть батареи отопления в домашних условиях, нужно предусмотреть вариант демонтажа изделий. Снятые приборы намного проще и легче чистить, но в случае с чугунными изделиями работа предстоит тяжелая.

Рассмотрим, как снять и очистить батареи из чугуна:

  • закрыть кран подачи теплоносителя, остудить систему;
  • под спусковой кран подставить тару для стока воды;
  • обложить радиатор старыми тряпками, чтобы впитывали воду;
  • повернуть клапаны на обоих концах;
  • нужно поворачивать термостатический клапан, чтобы отрегулировать температуру механическим образом, а для запорного клапана со съемной пластиковой крышкой пригодится ключ;
  • выворачивая клапаны, нужно записать количество оборотов – закрывать потом придется ровно на столько же оборотов;
  • клапаны снять, затем демонтировать гайки, соединяющие термостатический клапан с батареей;
  • открыть выпускной клапан с помощью ключа и сразу подставить тару под грязный теплоноситель;
  • как только вода стечет, батарею снять с кронштейнов и с помощью напарника вынести радиатор в ванну или во двор.

Промывание

Можно промывать радиаторы и без демонтажа, однако сняв прибор очистить его намного проще и быстрее.

Рассмотрим, как промывать батареи отопления:

  1. Надеть на гусак шланг. Диаметр лучше подобрать такой же, как выпускные отверстия клапанов на батареях.
  2. Вставить шланг к отверстиям, пустить воду под напором и промыть радиаторы.
  3. Если простой воды недостаточно, на помощь придет уксус. Прогреть уксус до +40 С, установить на место торцевые футорки, залить уксус в секции и оставить на 3-4 часа. Чем грязнее приборы изнутри, тем больше времени нужно для прочистки. Отработку слить, снова промыть внутренние объемы приборов водой.
  4. Уксус помогает, но не всегда. Можно применять щелочь, составы хорошо убирают ржавчину и прочие засорения. Подойдет жидкость для чистки радиаторов в автомобиле, состав нужно залить внутрь и добавить воды, сколько написано в инструкции. Заполнение радиаторов не менее чем на половину. Чтобы чистка была эффективной, рекомендуется встряхивать или переворачивать батарею раз в 10-15 минут в течение 2-х часов. А потом снова промыть внутренний объем чистой водой под напором.
  5. Каустическая сода отмывает стойкие загрязнения и особо сложные залежи. Раствор готовят из 1 части соды и 0,5 части обычного стирального порошка (можно брать самый дешевый). Развести сухую смесь водой до консистенции жидкой сметаны, залить внутрь батарей и немного встряхнуть радиатор. Оставить систему промываться на 30-40 минут, затем тщательно прополоскать чистой водой.

Можно выполнять чистку без демонтажа, особенно если система отопления старая и снять приборы не так просто. Сначала следует слить теплоноситель, выпустить воздух или перекрыть линию паропровода. После продувания магистрали и приборов запускается теплоноситель и вода должна стекать до тех пор, пока не пойдет чистый поток.

Чистка сухая и влажная

Сухая уборка – это сметание пыли и отмывание грязи снаружи. Работы простые и выполняются без услуг специалистов. Применяется пылесос, у которого есть насадки для устранения пыли между секционными элементами, а если нет прибора, подойдет фен. Только сначала нужно закрепить между радиатором и стеной влажную тряпку, а потом выдувать на нее всю пыль из щелей.

Что касается влажной уборки, то тут все просто – батареи нужно мыть. Подойдет простой мыльный состав для посуды, например, Золушка. Развести в ведре с теплой водой, взять губку и как следует отмыть все секции, зазоры и трубы радиатора. Не забыть про стену за прибором отопления, она тоже требует чистки.

Зачем?

Давайте определимся, зачем же нам тратить время и силы на чистку радиатора. Промывка нужна в следующих случаях:

  • При тактильном обследовании вы определили, что батарея прогревается неравномерно – одна часть холоднее другой.
  • По сравнению с другими сезонами, ваша квартира прогрелась на порядок медленнее (особенно, если этого не замечают в своих жилищах соседи).
  • Тепломагистраль горячее, чем радиаторы.
  • Для частных домов – энергоресурсы для обогрева увеличились, а теплоотдача осталась прежней или даже снизилась.

«Пальма первенства» сегодня за биметаллическим радиатором

Таким образом, в вашем доме без чистки будет становится с каждым сезоном все холоднее и холоднее, с учетом того, что за отопление вы будете отдавать прежние деньги.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий